» » » » Записки подводников. Альманах №3 - Виктор Иванович Чаплыгин

Записки подводников. Альманах №3 - Виктор Иванович Чаплыгин

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Записки подводников. Альманах №3 - Виктор Иванович Чаплыгин, Виктор Иванович Чаплыгин . Жанр: Биографии и Мемуары / Военное. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Записки подводников. Альманах №3 - Виктор Иванович Чаплыгин
Название: Записки подводников. Альманах №3
Дата добавления: 6 ноябрь 2025
Количество просмотров: 9
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Записки подводников. Альманах №3 читать книгу онлайн

Записки подводников. Альманах №3 - читать бесплатно онлайн , автор Виктор Иванович Чаплыгин

Уж так случилось, что именно с нашим городом Одессой, связаны многие имена знаменитых военных моряков подводников. О них написаны книги, их опыт изучался и изучается в военно-морских учебных заведениях, их имена высечены в народной памяти, как символы Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Одесса некоторым из них родина, другие работали на судах пароходств, кто до войны, кто после ее окончания. Они учили послевоенных ребят премудростям службы на флоте, преумножали славу Родины, так, как они делали это в суровых походах на подводных лодках, на Балтике, Черном море, на Севере и Тихом Океане, честно, добротно, героически. Слава им, и добрая память потомков!

1 ... 9 10 11 12 13 ... 21 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
34дня,29 сентября, лодку «выкатили» из цеха в бассейн. «Крестная мама» и командир лодки кап. 2 ранга Курдин К.Б. разбили бутылки шампанского о носовую оконечность лодки. При проходе цеха кормой, я швырнул бутылку шампанского в 6-ти лопастной винт, лопасти которого заискрились белой пеной. После заполнения бассейна водой нас отбуксировали к причалу. Для меня капитан- лейтенанта, командира БЧ-5, продолжалась та же работа, (которую с позиции сегодняшнего дня можно назвать только каторжной) но уже в более ускоренном темпе. Мы отрабатывали и сдавали задачи, затем выходы в море, которые завершились двумя глубоководными погружениями.

Темпы строительства, даже при жесткой военной приемке, прошли бесследно для качества работ, причем не в лучшую сторону. Отказы техники (немногочисленные) по существу не беспокоили, так как силами 2-х сдаточных команд устранялись очень быстро.

А вот о погружениях стоит поговорить особо.

При одном из них на глубине 120 м, в ЦП, в 3-м отсеке раздался непонятный хлопок, затем свистяще-шипящий звук и мы буквально утонули в холодном тумане.

Объявили аварийную тревогу, начали всплытие. Посмотрел на глубиномер на посту горизонтальщика и пришел в изумление глубина около 20 м! Запросил 1 и 8 отсеки- глубина 90 м! На подлодке, в районевеческой добротой и тонким юмором.

Никогда и нигде я об этом не писал. Иногда рассказывал сослуживцам отдельные эпизоды из этих встреч. А сейчас решил написать впервые в альманах «Записки подводников». С организатором этого издания, Виктором Ивановичем Чаплыгиным в 90-е годы прошлого века, нас свела судьба, в момент ударного строительства капитализма. Мы оба, хоть и в разное время учились в СВВМИУ, служили на Северном Флоте.

В 2002 году представляли свои города на 10-м Слете городов Героев в Мурманске, Североморске и Западной Лице. Он-Одессу, я Севастополь.

Мне импонирует то, что Виктор, преодолев тяжесть и непредсказуемость современной действительности, организовал издание альманаха и продолжает его выпуск. Небольшой по объему (к сожалению и по тиражу), журнал убедительно, без прикрас и без надрыва рассказывает о нашей повседневной жизни, в которой время было поделено на нескончаемые вахты в многочисленных походах подводных лодок.

Не ставлю целью (во всяком случае сейчас) описать все встречи с Главкомом. Но для моих сослуживцев подводников считаю целесообразно осветить три эпизода, напрямую связанные только с подводными лодками.

Первая встреча состоялась в конце 1961 года в губе Оленьей, неожиданно не только для меня, но всех моих начальников и сослуживцев.

А предшествовало этой встрече очень сложное, а точнее невероятно тяжелое, насыщенное разными событиями время.

В августе 1960 года, экипаж новостроящейся ПЛ прибыл в Северодвинск. 25 августа мы впервые ступили на палубу ПЛ, которая стояла на гидравлических тележках корпусного цеха.

Сдача планировалась в следующем году. Однако (задолго до М. Горбачева), который принял решение об «ускорении». На лодке для нашего экипажа стало два экипажа сдаточных. Первая смена с 8.00 до 15.00, вторая с 15.00 до 22.00. Основная часть экипажа вечером убывала на ужин, а командир моего командного пункта находился клапан глубиномеров ЦП. Протянул руку и стал его машинально закрывать. С последним оборотом шум поступающей воды прекратился. В подводном положении установили причину. На отростке трубопровода глубиномеров ЦП, была установлена халтурная, нештатная заглушка.

Второй случай был угрожающе неприятный. В Кандалакшской губе Белого моря, при обеспечении судна АСС, проводили погружение на глубину 300 м. Лодка удифферентована с нулевым дифферентом, под двумя электродвигателями. Ход оба средний вперед. На глубине 295 м во всех отсеках был услышан глухой резкий звук. Объявили аварийную тревогу, да ли ход «три двигателя полный вперед».

Командир приказал боцману «рули на всплытие», а акустикам передать по УЗПС сигнал авария. Далее командир не приказывал а орал «механик пузырь в среднюю!». По вахтенному журналу ЦП, комиссия, которая потом разбиралась с этим случаем установила, что командир БЧ-5 приказал боцману поставить рули параллельно на всплытие и держать дифферент 0(Это было признано оптимальным решением, так как когда глубина достигла 305 м, под килем оставалось только 20 м).

Ни тогда, да и наверно сейчас, не смог вразумительно аргументировать, почему среднюю стал продувать только на глубине 100 м (трюмные на посту погружения и всплытия были обучены выполнять приказы только командира БЧ-5, так во всяком случае нас учил командир бригады ПЛ Герой СССР Лунин Н.А.).

Лодка, задержавшись на глубине 305 м, начала всплывать, набирая динамику. После 100 м глубины, стал увеличиваться крен на правый борт. Когда мы оказались на поверхности, лодка фактически завалилась на правый борт. В отсеках посыпались ящики с инструментом, попадали люди, разбилось много посуды. Командир, отдраивая сначала нижний, а потом верхний рубочный люк, очень конкретно характеризовал «таких кораблестроителей, таких механиков», не забывая их родительниц. Когда командир вышел на мостик, я четко ощутил как из переговорного трубопровода носовых отсеков запахло гарью. На мой запрос об обстановке в 1 и 2 отсеках, последовал доклад, что в 1 все нормально, а из 2-го доносилось какое то бормотание «тут у нас вестовой в кают- компании…».

Старпом бросился во 2 й и выяснил, что вестовой оставил без присмотра электрочайник и его нагревательный элемент расплавился. Так получилось, что в момент максимального крена никто не зафиксировал показания кренометра.

Но судя по тому, что на крышках некоторых элементов аккумуляторной батареи

2 и 5 отсеков(в верхнем ярусе), появились капли электролита, мы сделали вывод, что крен достаточно большой, а главное длительный. Такому большому накренению лодки способствовала (по моему мнению) огромная площадь надстройки. Ограждение трех шахт и боевой рубки имело высоту на верхней палубе 8 м, а длину 20 м. И конечно, такая площадь при малейшем накренении лодки в подводном положении (а оно практически всегда было в пределах полградуса) начинала работать в режиме рулевого устройства. Неравномерное продувание левого и правого бортов цистерн средней группы я практически исключаю. В качестве отступления, хочу сказать, что будучи флагманским механиком 5-й эскадры в 1968 г, узнал, что эта лодка погибла, а 68 человек похоронены в бухте Оленья, в братской могиле, недалеко от нашего штаба.

И только 9 мая, рыдая навзрыд, я смог положить цветы на могилу моих сослуживцев.

Но, рассказ идет дальше. И за первую половину 1981 года мы сдали все задачи и вышли в первую линию. В июле 1961 года, три ПЛ нашей дивизии К-88, К-113, К- 118

Загрузив макеты ракет в бухте Окольной,(возле Североморска), начали переход в надводном положении (на предельных скоростях)из Кольского залива в Ленинград. Нам объявили, что мы будем представлять флот на параде в День ВМФ на Неве.

Сегодня, то о чем я пишу больше похоже на небылицы или фантастику. Да и вообще, если

1 ... 9 10 11 12 13 ... 21 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)