30
См. «Книгу приложений», IV.
Боль, которую можно терпеть (ненецк.).
Я (сам) ногу подвернул (ненецк.).
См. «Книгу приложений», VII.
Тело Блеза Паскаля, скончавшегося 19 августа 1662 в приходе этой церкви Сент-Этьен-дю-Мон было предано земле у этой колонны.
Любопытно, что и о посольстве в Новгород Гильберта де Ланноа и о колоколе с французской надписью я узнал из работ П.С. Савельева, которые случайно прочитал, идя по ложному следу: кто возьмет на себя смелость утверждать, что ошибка не заложена в план творения?
Отрывок из поэмы «Снега», пер. Натальи Стрижевской.
Нагрудные кресты (фр.).
Цепочка из скрученных золотых нитей (фр.).
Витые золотые браслеты (фр.).
Золотая роза на кроваво-красном фоне.
Сияющее серебро (фр.).
«Ядовитые и галлюциногенные грибы» (фр.).
Великая Пустота (фр.).
Прогуливаться – делать покупки (фр.).
Лихтер – несамоходная баржа.
См. «Книгу приложений», VI.
См. «Книгу приложений», IX.
Александр Шренк. Путешествие к северо-востоку европейской части России через тундры самоедов к северным уральским горам. СПб., 1855 (перевод с немецкого).
Л.В. Хомич. Ненецкие предания о сихиртя. В кн. Фольклор и этнография. «Наука», Л-д., 1970.
И. Лепехин. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства. ч. IV. СПб, 1805, стр. 203.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. т. 2, М., 1962, стр. 68.
Ковалевский И.П. О степени достоверности Ибн-Фандлана. Исторические записки, М.-Л., 1950, стр.283.
Лашук Л.П. «Сииртя – древние обитатели Субарктики». В кн. «Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии». М., 1968.
Чернецов В.Н. Древняя поморская культура полуострова Ямал. «Советская этнография» № 4–5, М.-Л., 1935, стр. 120.
К языкам самодийской группы принадлежат языки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, а также несколько исчезающих и мертвых наречий, известных только в словарных записях 18–19 веков.
Дольмен – от бретонского tol – стол и men – камень. Древние погребальные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб и плит, весом до нескольких десятков тонн; сверху покрытые одной или несколькими плитами. Некоторые дольмены использовались для погребений на протяжении сотен лет. Менгир – от бретонского men – камень и hir – длинный. Простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока, вертикально вкопанного в землю. Иногда составляют длинные аллеи или расположены по кольцу. Крупнейший менгир, находящийся во Франции, при высоте 20 метров весит 300 тонн. Лабиринты – сложные центростремительные рисунки, выложенные на земле при помощи камней, имеющие, как и все мегалитические постройки, ритуальное значение. Сейды – каменные плиты, поставленные на три небольшого размера камня. Встречаются на Кольском полуострове.
См. «Книгу приложений», VIII.
«Сын Печоры». Усть-Цильма, 1982.
Елисаветград – ныне Кировоград, Украина.
Читая биографию Журавского, я не знал еще, что будет значить для меня эта фамилия. Пусть и читатель не знает до поры, пока не встретит ее глубине книги.
Рассказ был записан на диктофон Филиппом Никитичем Ардеевым незадолго до смерти отца в 1993 году. Никита Тимофеевич (1906–1993) говорил по-ненецки, поэтому его рассказ дан в переводе, некоторые детали опущены.
Это утверждение, как будто, плохо соотносится с представлениями о «спаивании» ненцев купцами, подтверждение которым мы находим также и в сочинении А.С. Савельева, которому у нас нет оснований не доверять. Однако, Савельев пишет о Колгуеве той поры, когда он был еще очень отдаленной вотчиной мезенских поморов; после того как те решили (вследствие, опять же, грандиозного падежа оленей), что снаряжать сюда ежегодные экспедиции невыгодно, Колгуев прибрали к рукам Сумароковы из Оксина на Печоре, которые, очевидно, придерживались другой «алкогольной политики», хотя Тревор-Бетти и подмечает, что по приезде Александр Сумароков угостил водкой «старого Ивана» (Пурпэя). Никита Ардеев сделал наиболее важное для нас замечание: «Красные первые завезли на остров вина столько, что хватило до следующей весны».
Оледенения острова случались в 1947-м, 1952-м годах, но в рассказе речь идет, может быть, о еще более раннем времени.
Кастрированный, но не приученный ходить в упряжке, оставленный на воле бык. Их держат в стаде, чтобы они копытами разбивали снег.
Хорей – шест для того, чтобы погонять оленей.
В записи слышно, как Никита произносит слово инструмент – «тумент».
Некоторые берега Белого моря и Ледовитого океана, а именно те, где промышленники особенно успешно занимались или занимаются своим промыслом, усеяны таким количеством крестов, что поначалу я увиденное принимал за кладбища.
Архангельский мещанин Пашин даже предпринял на карбасе плавание из Архангельска в С.-Петербург. Первый раз оно прошло успешно, а во втором плавании, предпринятом поздней осенью, он потерпел крушение у берегов Норвегии.
Совершенно несправедливо господин Штукенберг упрекает (в [русском] энциклопедическом словаре, статья «Белое море», стр. 542) русских промышленников в том, что они крайне редко пользуются компасом; напротив, ни один из них не сделает в море ни шагу без компаса. Я, впрочем, считаю необходимым сделать замечание, что как упомянутая статья, так и помещенное господином Штукенбергом в его «Гидрографии Росс. империи» описание Белого моря и Ледовитого океана кишат заблуждениями.
Это особенно относится к поморцам, которые в образовании превосходят как мезенцев, так и других промышленников.
См. Путешествие Литке на Новую Землю, т. II.
В оригинале: незнающие грамоте, что в русском языке объединяет как письмо, так и чтение; мы, однако, не можем осознать, как можно пользоваться картой, не владея хотя бы какими-то навыками в чтении, чтобы что-то понимать из обозначенного.
Плавания Литке, т. II.
Краткое, крайне поверхностное описание Колгуева, взятое из дневника, который вел Бережных, появилось в 1847 году в «Записках гидрографического департамента», т. V, стр. 18.
У Лепехина значится, что Колгуев по периметру насчитывает приблизительно 350 верст и что промышленники обходят его по побережью на снегоступах за 7 дней, причем в день по их расчетам приходится по пятьдесят глазомерных верст. Экспедиция С. Лепехина, т. IV, стр. 193.
Экспедиция Литке на Новую Землю, т. II. Удивительно, что в отчете этой экспедиции широта южной оконечности Колгуева, т.е. устья реки Васькиной, указана на 68° 56', в то время как в действительности она находится ниже 68° 43' и точно так же обозначена и на картах, приложенных к описанию экспедиции.
«Записки гидрографического департамента», т. V, стр. 104. К сожалению, здесь даются общие сообщения только о результатах наблюдений.
Так Литке в августе 1824 года на обратном пути с Новой Земли был вынужден целых шесть суток бороться с жесточайшим штормом у западного побережья Колгуева, видя для себя немалую опасность в близости берегов.