199
В. П. Мещерский издавал крайне реакционную и лакейскую, но влиятельную газету «Гражданин», на которую ежегодно — по высочайшему повелению — получал щедрую правительственную субсидию (сперва 80, потом 18 тысяч рублей). Будучи гомосексуалистом, он постоянно находился в окружении нескольких молодых людей, о чьей судьбе проявлял неустанную заботу. Благодаря его связям и влиянию все они делали головокружительную карьеру.
Витте. Ук. соч., т. II, стр. 227.
Там же, стр. 174.
Витте. Ук. соч., т. II., стр. 232.
Там же, стр. 269.
Цит. по: А. В. Игнатьев, А. Г. Голиков. Комментарии. В кн. Витте, Ук. соч., т. II, стр. 554.
Витте. Ук. соч., т. II, стр. 342.
Там же.
В. кн. Александр Михалович. Ук соч., в кн. «Николай II», стр. 341.
Борис Владимирович Никольский был профессором Римского права, преподавал в Юрьевском и Петербургском университетах и в элитарном училище Правоведения. Был активным участником и идеологом монархического «Русского собрания», из которого затем вырос «Союз русского народа». После раскола «Союза» в 1908 году Никольский примкнул к группе Дубровина, хотя в дневнике характеризовал его «противным, грубым животным». Принимал активное (но не афишировавшееся) участие в выработке стратегии черносотенных организаций в связи с Делом Бейлиса.
Дневник Бориса Никольского. «Красный Архив», 1934, т.2 (63), стр. 72.
Там же, стр. 73.
В Сербии в 1903 году группой офицеров был совершен государственный переворот; король и королева были убиты.
Дневник Бориса Никольского. «Красный Архив», 1934, т. 2(63), стр. 80.
Там же, стр. 80–81.
Митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Александр Васильевич Вадковский) выступал за меньшую зависимость церкви от Святейшего синода, то есть от светской власти. Предложенную им реформу торпедировал обер-прокурор синода К. П. Победоносцев. Как видим, предложения Антония были не по нутру и идеологам черной сотни, охотно выступавшими под флагом православия.
Дневник Никольского. «Красный архив», т. 2 (63), стр. 83.
Лопухин А. А. Отрывки из воспоминаний. М-Пгр., 1926, стр. 73.
Витте. Ук. соч., т. II, стр. 351–352.
Приглашению Витте воспротивились некоторые министры, в особенности В. Н. Коковцов, который имел счеты с Витте и потом сводил их до конца жизни, в том числе в своих двухтомных воспоминаниях. О совещании у Мирского вечером 8 января он пишет в таких выражениях, будто оно не имело никакого значения, а сам он в нем хотя и участвовал, но к принятию решения никакого отношения не имел. (В. Н. Коковцов. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903–1919, Москва, наука, книга 1, 1992, стр. 62).
Сергей Александрович был женат на сестре царицы Александры Федоровны.
В. кн. Александр Михайлович. Ук. соч., в кн. «Николай II», стр. 341.
Витте. Ук. соч., т. III, стр. 82.
Там же, стр. 83.
Витте. Ук. соч., т. II, стр. 375.
Витте. Ук. соч., т. II, стр. 452.
В. И. Гурко. Царь и Царица. В кн. «Николай II», стр. 367.
Витте. Ук. соч., т. II, стр. 334.
Витте. Ук. соч., т. III, стр. 34.
Там же, стр. 38.
В. И. Гурко. Царь и царица. Цит по: Кн. Николай II, Воспоминания. Дневники, стр. 366–367.
Гурко, Ук. соч., стр. 366.
Я говорю о предвзятости, которая видна невооруженным глазом, то есть из самого текста отчетов и их изложения Солженицыным. Сергей Максудов сопоставляет ревизию Кузминского с фактами, приведенными очевидцем одесского погрома 1905 года, известным литератором А. С. Изгоевым в его книге «Русское общество и революция» (М. 1910, стр. 142–143), чем полностью уничтожают его претензию на объективность. (Сергей Максудов. Не свои. «Культура», № 113, 29 июня 2001. Цит. по электронной версии).
Представление это вообще стало расхожим в «информационном пространстве», как сейчас любят выражаться, пост-советской России. Так, при переиздании книги М. П. Бок «П. А. Столыпин. Воспоминания о моем отце» редакция включила в нее большое число фотографий, и одна из них сопровождается подписью: «Демонстрация в Киеве, направленная против царского манифеста» (Москва, Новости, 1992, блок фотографий между стр. 64 и 65). На самом деле, демонстрация была в поддержку манифеста. Против были направлены вспыхнувшие следом еврейские погромы.
Имеется в виду эпизод, широко известный по экспрессивному описанию В. В. Шульгина, но приводимый Солженицыным по отчету сенатора Турау. В Киеве, в ходе демонстрации, последовавшей за Манифестом, возбужденная толпа ворвалась в здание Городской Думы, сорвала портрет царя, и молодой еврей, вырезав в портрете дыру и просунув в нее голову, якобы радостно кричал: «теперь я государь». Сенатор Турау занес этот эпизод в свой отчет со слов опрошенных им свидетелей, не похоже, чтобы свидетели сами присутствовали при этом эпизоде, а не передавали ходившие по городу слухи. Тут за версту разит черносотенным мифом, но даже если допустить, что факт имел место и что неизвестный молодой человек обладал ярко выраженной еврейской внешностью, то прямыми очевидцами надругательства над царским портретом мог быть лишь очень ограниченный круг людей. И если осмешник так сильно оскорбил их святые чувства, то почему же они не растерзали его на месте или не сдали полиции? Ничего такого не произошло, зато, по версии Турау-Шульгина-Солженицина, тысячи людей, которые при этом эпизоде не присутствовали, были настолько потрясены и возмущены, что на следующий день бросились громить еврейские кварталы!
Витте, Ук. соч., т. III, стр. 132.
Цит. по кн.: «П. А. Столыпин — жизнь и смерть за царя. Речи в Государственном Совете и Думе. Убийство Столыпина. Следствие по делу убийцы». М., Рюрик. 1991, стр.45.
Витте. Ук. соч., т. III, стр. 84.
Там же, стр. 132.
Там же, стр. 84.
Там же, стр. 127.
В кн. Витте, Ук. соч., т III, стр. 583.
А. В. Герасимов. На лезвии с террористами. Всероссийская мемуарная библиотека. Основана А. И. Солженицыным. Серия «Наше недавнее», № 4. YMCA-PRESS, Paris, 1985, стр. 43.
Отставка не прекратила охоту на Дубасова, которому мстили за подавление Московского восстания. Позднее в него стрелял какой-то юноша в Петербурге, но, испуганный собственной акцией, промахнулся. (Дубасов и его просил помиловать). В августе генерал Мин был выслежен и убит эсеровским боевиком Зинаидой Коноплянниковой.
М. А. Стахович (предводитель дворянства Орловской губернии 1906 г.) и Д. Н. Шипов (председатель Московской земской управы) были в числе основателей партии октябристов, но Шипов затем перешел в небольшую партию Народного обновления. Князь Е. Н. Трубецкой (профессор философии Московского университета) был в числе создателей партии кадетов, однако, оказавшись в ней на правом фланге, тоже перешел в партию Народного обновления.
Откроировать конституцию — значит пожаловать волей монарха, а не принять голосованием в парламенте.
П. М. Милюков. Воспоминания. Москва, «Современник», 1990, т. 1, стр. 330–331.
Система курий была устроена таким образом, что один голос помещика приравнивался к трем голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Военные, учащиеся, «бродячие инородцы» и некоторые другие слои населения вообще не имели голоса.