Никто не видел поутру
Тот взор, что утро любит свежее,
И взор был полон доброты,
Он не любил войны оружие!
На войне Владимир Чачанидзе не расставался с блокнотом и карандашом. Он признается, что сочинение стихов помогало ему отключать мозги. В минуты затишья и отдыха от караулов он писал и эту книгу.
«Окопная поэзия» была популярной среди сослуживцев, они охотно слушали его сочинения. В книге автор пишет о других стихотворцах, которых встречал на фронте. И их стихи он отметил на ее страницах:
Идет война с врагом без чести,
Нам видно разницу миров.
Не посрамив отцовской чести,
Достойно били мы врагов.
(Антон Путин)
Бойцы батальона 125-го полка меняли позиции, но все равно окапывались недалеко от херсонского терминала. Однажды по аэропорту ударили ракетами системы «Хаймерс», и после жуткой бомбежки и шквала огня Владимиру не терпелось узнать, а как там Отар… Командир отпустил старшину, но до того, как узнать, жив ли сын, ему пришлось участвовать в спасении раненых. И хотя автор щадит своего читателя и не вдается в жуткие подробности войны, но иногда не сдерживается.
«Из-под плиты достали бойца, которого положили на носилки. Я бросился на помощь, потому что на раздумья не было времени, ибо у парня была оторвана левая нога чуть ниже колена, а левая рука перебита и болталась на сухожилиях. Боец кричал от боли. Пришлось остановиться, чтобы подобрать его руку, сунуть ее ему в правую и сказать:
– Держись, браток, и терпи, нам всем нужно выжить».
На войне каждому фронтовику приходилось встречаться с подобными ситуациями, это большой шок для любой психики, поэтому надо уметь расслабляться, переключаться на положительные эмоции, иначе можно сойти с ума. И не случайно бойцы любили моменты, когда можно пошутить или ввернуть крепкое мужское слово. И хотя автор овладел им в совершенстве, но в книге этого сленга не допускает. Есть главы о комичных историях, которые случались с бойцами.
Если говорить о фронтовом быте, то надо отметить, что боец постоянно находится в состоянии благоустройства своих мест для сна и спасения от непогоды и бомбежек.
Питание было скромным, но армейские пайки бойцы разнообразили тем, что бог даст. Подстреливали фазанов, и тогда суп был отменным. Летом грибы, рыба и даже раки. Доставали фрукты и овощи.
Однажды, на одной из позиций, их блиндаж оказался между полей. По осени, когда от горящих осколков загоралась спелая пшеница, ее успевали потушить, а какая есть живность сбегалась спасаться к людям. В блиндажах появлялись в большом количестве мыши и даже змеи. Руками их не поймаешь, а ночами они не давали ребятам отдыхать, забирались под одежду, съедали продукты.
Каждый боец был на виду у своих сослуживцев, как и они перед ним. Поэтому приходилось где-то сдерживать свои эмоции и страхи. В большинстве своем трудности мужчины преодолевали с достоинством, и каждый чувствовал поддержку своих товарищей по оружию. Воинское братство, казачье братство – Владимир постоянно подчеркивает в своей книге.
Нужно отметить, что Владимир Отарович хорошо знает историю своего края и напоминает читателю, что при Екатерине Великой и при прямом участии русского генерал-фельдмаршала Григория Потемкина совершались исторические события, которые сейчас не хотят вспоминать руководители стран ЕС и укронацисты.
«Именно под его руководством осуществлялось завоевание, заселение и экономическое освоение Северного Причерноморья, строились города Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь, Екатеринослав. Знаменательно и то, что похоронен Потемкин в Екатерининском соборе в Херсоне».
А сегодня автор пишет о новых исторических событиях, которые произошли, пока он был в окопах Херсонщины: «РЕФЕРЕНДУМ! Нас всех ждал Референдум – долгожданный, выстраданный, заслуженный, необходимый, как воздух. Он должен был поставить психологическую точку, закрепляющую в сознании всего мира, что Россия и русский народ, Русский мир силен и могуч, силен, быть может, как никогда! Так сравнимо только со временем Петра Великого. Многострадальный Донбасс возвращался домой, в Россию».
А далее автор передает такое же ликование 30 сентября 2022 года, когда были возвращены в Россию Донбасская, Луганская, Херсонская и Запорожская области.
Отдельные главы книги посвящены военным медикам, их Владимир видел не только здесь под Херсоном, но и тогда, когда ездил со своей концертной бригадой по госпиталям. Им посвящены его стихи и здравица их героической работе. Не обошел автор и детских писем на фронт, которые действительно необходимы бойцу.
Описал автор боевую атаку, когда первая рота пятого батальона пошла на захват школы в Александровке, а нацисты выставили по этажам школы заложников и заставляли их постоянно выходить в проемы окон, чтобы бойцы их видели. Конечно, это создавало трудности для боя, и этот факт становился причиной гибели бойцов. И в этой атаке появились и «двухсотые», и «трехсотые».
Для бойцов батальона, которые девять месяцев удерживали херсонское направление, теряли своих друзей и сослуживцев, оказалось шоком известие об их уходе на левый берег Днепра. Стрелок с позывным «Грузин», старшина резко выражает свои негодования относительно решения генерала Суровикина отвести войска. Батальон возвращался назад в Запорожье. После трех месяцев службы на новом месте Владимир Отарович Чачанидзе подпадает под категорию 55+ и возвращается домой. И сын Отар Чачанидзе тоже вернулся к учебе, согласно приказу Министерства обороны о демобилизации студентов. Отар получил медицинскую практику и психологическую закалку.
Перед возвращением домой у автора скопились хорошие новости: издана его книга фантастики, в честь поэта-фронтовика назван Международный поэтический конкурс имени Владимира Чачанидзе и теплит его душу память о херсонском выступлении на большой сцене во Дворце культуры молодежного центра, когда поэт Чачанидзе сумел вырваться с фронта. Позднее друзья отправили ему заметку из московского журнала «Аргументы и факты», и в ней фотография – он в своей военной форме, с одного боку пулемет, с другого пистолет, а впереди благодарный зритель.
Фронтовика зал встречал с восторгом. А поэт читал свои стихи:
Дождь ли льет, иль ветер завывает,
Иль мороз кристаллом серебрит,
Где дорогу взрывом разрывает,
И сырое дерево горит.
И шрапнель играет свистопляску,
Путь солдатский предсказать нельзя,
И осколок ударяет в каску,
Так опасна воина стезя.
Думаю, книга В. Чачанидзе «Уходили на войну, чтобы с неё вернуться…» может стать пособием в военных училищах, или по ней легко можно написать сценарий и снять художественный фильм. У автора это 25-я книга.
Пожелаем Владимиру Отаровичу дальнейших творческих успехов!
Галина Бакшеева, член городского литературного объединения имени Юрия Аксаментова. Город Усолье-Сибирское, Иркутская область.
Глава