больше ехать!»
В голове крутилась любимая мантра терапевта: «Вам надо полюбить себя». Как будто-то это так легко: проглотил таблетку – и все, вот она, любовь к себе потекла по жилам. Сколько она гналась за этим чувством! Сколько лет жаждала прикоснуться к нему, ухватить, вдохнуть, впитать. Но все сводилось к набору бессмысленных фраз, дребезжащих эхом в кабинете психолога.
Как можно полюбить себя, если родители с самого начала отвергали чувства ребенка? Синичка читала сотни подобных историй в соцсетях: эмоционально холодная мама, унижение, обесценивание, травма отвержения, бла-бла-бла…
У нее было одно щемящее воспоминание, которое несколько раз возникало в кабинете психолога, преследовало в тревожных снах и накрывало перед свиданиями.
Школьные годы. Седьмой класс. Ровесницы уже округлились, их созревающие женские формы вызывали бездуховный интерес мальчиков. Синичка как будто замерла или заморозилась. Ее тело оставалось по-детски хрупким. Мальчишки называли доской, а девчонки рядом с ней чувствовали себя юными Венерами. Травля была редкой, но жестокой.
Напряжение копилось. На сей раз унижение коснулось школьного фартука с крылышками. «Это черная моль! Завтра принесем дихлофос и вытравим это насекомое!» – крикнул кто-то из мальчишек. С раненым детским сердцем, униженная и осмеянная, она побежала из школы домой, туда, где, казалось, даже стены должны защищать.
Ей так хотелось прижаться к маминой груди, выговориться и выплакаться.
Она открыла дверь квартиры и полетела на кухню, где мама сидела напротив окна с сигаретой в руке. По черному абрису Синичка могла с расстояния нескольких метров угадать мамино настроение. Плотно сжатые губы, дрожащие пальцы, приподнятые плечи – значит мама не в духе.
С трудом преодолевая спазм в самом низу живота, она приблизилась к маме и попыталась позвать, но слова комом застряли в горле, и голос превратился в беспомощное чириканье: «Мамочка, мне так больно!» Мать медленно развернула голову на звук ее голоса и посмотрела в пустоту, сквозь невидимую дочь: «Уйди отсюда! Зачем ты только родилась! Из-за тебя моя жизнь закончилась!»
Именно в этот момент раскололся драгоценный сосуд, который должен наполняться любовью. С этого момента вся взрослая жизнь Синички превратилась в поиски источника, который смог бы заполнить живой влагой расколотую емкость. Она верила, что невозможное возможно. И если некуда ехать, значит пришла пора лететь подальше от этих мест – от мамы и детства, переполненного болью.
Отвергнутые дети, не наполненные материнской любовью, вырастают и превращаются в вечных путников, которые ищут принятие и признание. Каждый новый пункт их скитаний становится маяком: «Там моя душа наверняка упокоится, наполненная и согретая». Но чем выше поднимает их надежда, тем больнее падение в бездонный мрак разочарования. Ведь в каждое новое пристанище они приносят душевную боль и пустоту разбитого сосуда.
Три вопроса к твоему сердцу
Были ли у тебя в жизни ситуации, похожие на эту историю Синички? Случалось ли так, что ты остро нуждалась в маминой поддержке, а мама игнорировала или отталкивала в трудную минуту?
___________________________
___________________________
___________________________
Когда ты последний раз чувствовала себя «ненужной»? Попробуй вспомнить ситуацию, когда тебе нужно было внимание подруги или любимого мужчины, но в ответ ты получала безразличие. Не было ли это повторением старой детской боли? Похоже ли это взрослое чувство на переживание в детстве?
___________________________
___________________________
___________________________
Каких слов ты ждала от мамы в детстве, в ту самую трудную минуту, и не услышала? Попробуй прямо сейчас вслух произнести эти слова. Например: «Доченька, мне так жаль, что с тобой это случилось! Я на твоей стороне, и я не дам тебя в обиду!» Прислушайся к своему голосу. Что чувствует маленькая девочка внутри тебя, когда слышит слова материнской поддержки?
___________________________
___________________________
___________________________
Комментарий психолога. Что происходит с девочкой, если у нее холодная, отвергающая мама
То, от чего мы стремглав убегаем, оказывается впереди и становится одним из главных сюжетов в фильме нашей жизни. Поскольку в нем мы – главные герои, то сложно стать зрителями и увидеть себя со стороны, как будто из зала. И мы не замечаем, как события прошлого начинают на нас влиять и вовлекать в сложную «многоходовку». Жизнь становится похожа на сериал, и кажется, что кто-то прописал для нас и эту роль, и лихо закрученную интригу.
Если вы узнали себя в образе героини, если чувствуете с ней что-то общее, важно сначала осознать и принять, что жизненные сценарии и внутренние конфликты уходят корнями в детство и требуют к себе внимания. Чаще всего их основой становится недостаток принятия и любви.
О чем я? О базовой потребности ребенка в любви, тепле и заботе. В идеале все их должна удовлетворять психологически зрелая, принимающая и безусловно любящая мама. Но никто не учит женщин, как быть такими. Большинство детей испытывают огромный дефицит принятия, признания, ласки, нежности и искренней заинтересованности. Мама не знает, как это – дать, потому что и сама не получала этого в детстве. Снежный ком эмоциональных дефицитов и детских страданий растет от поколения к поколению.
Что же случается с девочкой, которой не хватило материнской заботы и внимания? У нее отсутствуют внутренние опоры, формируется недоверие к себе и другим. Она принимает от мамы по наследству тотальный контроль вместо доверия и открытости. Она хочет управлять не только своими, но и чужими чувствами. Как итог – глубокое и бескрайнее одиночество, отсутствие удовлетворения от своей жизни.
Девочки, девушки и женщины с такой травмой уверены: чтобы заслужить любовь и признание, чтобы обрести безопасность, нужно соответствовать ожиданиям других, контролировать свою жизнь, быть безукоризненной, идеальной, совершенной. А главное, она должна запретить себе проявлять чувства. Чувства опасны! Они могут доставить невыносимую душевную боль!
Если мама не смогла дать достаточно эмоциональной поддержки, часто отвергала дочку и оставляла ее, маленькую, со своей детской болью, став взрослой, женщина начинает как будто отвергать саму себя.
Холодность и отстраненность матери заставляют дочь возводить психологические барьеры, чтобы никогда больше не чувствовать боли и не быть отвергнутой. Это может проявляться в стремлении контролировать все, что происходит вокруг.
Постоянный страх не позволяет отпустить ситуацию и довериться естественным процессам. Чтобы справиться с этим страхом, эмоционально раненому ребенку приходится учиться управлять отношениями и старательно избегать болезненных ситуаций. Если в прошлом женщина чувствовала себя отвергнутой или неполноценной, она может начать строить свою жизнь вокруг идеи «Полный контроль – гарантия безопасности».
С возрастом это приводит к внутреннему напряжению, перфекционизму, тотальному контролю над всем. А это неизбежно заканчивается усталостью, истощением и одиночеством. Возможно, появляется тягостное ощущение: сколько бы усилий она ни прикладывала, чтобы быть