РФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 2641. Л. 112–113. Подлинник.
№ 15. Письмо И.А. Серова заместителю председателя Совета министров СССР Л.П. Берии о необходимости снижения норм снабжения руководящего состава СВАГ, об излишках продовольствия в Германии и о его вывозе в СССР. Не позднее 20 октября 1946 г.
Не позднее 20 октября 1946 г.[1313]
Совершенно секретно
Совет Министров Союза ССР
товарищу Берия Л.П.[1314]
Учитывая затруднения с продовольствием в Союзе, считаю необходимым доложить, что существующее положение со снабжением генералов, офицеров и советских работников, находящихся в Германии, является неправильным, а выдаваемые продовольственные нормы снабжения чрезмерно увеличенными[1315].
Согласно распоряжению Совета Народных Комиссаров от 15 июля 1945 г., подписанному т. Вознесенским, весь личный состав Советской Военной Администрации разрешалось довольствовать по 11-й норме приказа НКО № 312 – 1941 года, т. е. по санаторной норме.
В этом же распоряжении указано, чтобы Наркомторг (т. Любимов) отпускал ежемесячно для ответственных работников СВА 157 литерных пайков через магазин Особторга в Берлине.
В ноябре 1945 г. поступила шифровка от т. Хрулева, который, ссылаясь на решение СНК СССР, предлагает довольствовать по 11-й норме лишь руководящий состав СВА, а офицерский и вольнонаемный состав довольствовать по 2-й (офицерской) норме с дополнительным пайком.
Снабженческие работники Советской Военной Администрации эти указания на практике стали применять расширенно и включили для снабжения по 11-й санаторной норме лиц, не имеющих никакого отношения к руководству СВА[1316].
По состоянию на сегодняшний день по 11-й норме выдается продовольствие на 3955 человек, т. е. почти 90% всего состава СВА. В число «руководящих» работников включены: все заместители начальников несамостоятельных отделов, начальники отделений, помощники начальников отделений, инструкторы Политотдела, офицеры для поручений, цензоры, лекторы, референты, агрономы, шифровальщики, консультанты, товароведы, корреспонденты, литературные работники, художники, редакторы газет и сотни других лиц, не имеющих никакого права получать санаторный паек. В результате этого ежемесячно разбазариваются десятки тонн хлеба, сахара, масла, мяса и других продуктов.
Такое же положение с выдачей продовольствия по норме № 2 с дополнительным пайком, т. е. по офицерской норме. Офицерская норма довольствия выдается всем вольнонаемным служащим, прибывшим из Советского Союза, не имеющим никакого отношения к офицерскому составу Советской Армии. Причем эти продовольственные пайки выдаются бесплатно[1317].
Как нами установлено, Военный Совет Группы Войск своим постановлением от 20 сентября 1946 г. всему офицерскому составу, кроме бесплатного офицерского пайка, стал выдавать дополнительно в месяц более 2 килограммов мяса, 600 граммов сахара и других продуктов.
Если учесть, что офицерский состав, работающий в Германии, получает два оклада содержания: один в советских рублях, а другой в немецких марках, и к тому же бесплатное продовольствие с дополнительным пайком, поэтому денежные и продовольственные нормы советских офицеров чрезмерно завышены.
Кроме того, по существующему положению на офицерские семьи также полагается паек военнослужащего. При этом продовольственный паек детей военнослужащего, какого бы он возраста ни был, состоит из половины генеральского пайка и половины офицерского пайка 2 нормы. В результате скромного подсчета получается, что если наш офицер имеет одного ребенка, то он с женой и ребенком получает в месяц более 100 штук яиц, не говоря уже о других продуктах[1318].
Кроме советских офицеров и работников СВА на сегодняшний день в Германии находится до 64 представителей и уполномоченных от различных министерств Союза и от Советов Министров республик и облисполкомов. В этих представительствах состояло более 6 тысяч командированных в Германию советских работников, которые пользуются тем же порядком снабжения, как и советские офицеры, так как им выдали военную форму и погоны[1319].
Правда, за последние два месяца по нашему настоянию было отправлено в Советский Союз 1500 представителей различных министерств, но, тем не менее, и сейчас осталось больше 4 тысяч человек, которые выезжать из Германии не желают, мотивируя это различного рода недоделанными работами.
При проверке установлено, что в ряде случаев имеется по 2–3 человека, занимающихся одним и тем же делом. Так, например: репарациями параллельно занимаются представители Министров и отдел репарации СВА.
Можно безболезненно сократить число представителей министерств и облисполкомов по крайней мере в 4–5 раз[1320].
Как нами установлено, снабжающие органы СВА зачастую имеют различного рода «непредвиденные запасы» продовольствия. Так, например, по сообщению начальника АХО СВА — генерал-майора Демидова, в подсобных хозяйствах СВА имеется 800 тонн пшеницы прошлогоднего и нынешнего урожая, которая в плановое снабжение не зачислена. В провинции Саксония подсобное хозяйство СВА собрало много свеклы, которую отдали переработать, получили 300 тонн сахара. Затем стали выдавать работникам СВА по 25–30 килограммов сахарного песка для того, чтобы варить варенье.
После разговора со мной начальник АХУ т. Демидов заявил мне, что он 800 тонн зерна и 300 тонн сахарного песка, отобранного в Саксонии, может хоть сейчас отправить в Советский Союз[1321].
Я считаю, что необходимо срочно упорядочить дело снабжения продовольствием в Германии офицерского состава и командированных советских граждан.
Кроме того, мною был вызван Заместитель Начальника Торгового Отдела СВА подполковник Шумилов[1322], ведающий вопросами выдачи продовольствия немецкому населению, который сообшцл, что, по предварительным подсчетам, в этом году изменений в нормах снабжения немецкого населения не предвидится. После предварительных подсчетов потребности продовольствия для выдачи немецкому населению по существующим нормам останется в резерве СВА: до 150 тыс. тонн зерна, до 250 тыс. тонн сахара, до 300–400 тыс. тонн картофеля[1323]. На заданный мной вопрос — известно ли об этих резервах в Москве, он ответил, что об этом не сообщалось. Если учесть, что у союзников нормы снабжения, кроме американцев, значительно ниже, то можно вполне рассчитывать, что эти резервы в Германии не потребуются и их можно отправить в Советский Союз.
Попутно следует доложить, что в адрес т. Соколовского от ЦК Социалистической Единой Партии получена просьба о том, чтобы немцев, получающих карточки по 4 категории, перевести на 3 категорию. Каких-либо серьезных мотивов к этому не приводится. Таких немцев, которые получают карточки по 4 категории и нигде не работают, насчитывается более 8 млн человек. Это потребует большие расходы хлебных ресурсов. Как заявил подполковник Шумилов, член Военного Совета т. Боков хочет частично поддержать эту просьбу[1324].
Я считаю неправильной просьбу Социалистической Единой Партии, которая стремится завоевать авторитет народа мероприятиями за счет СВА, а не работой.
В связи с изложенным было бы целесообразно:
1. Выделить авторитетную комиссию из хозяйственных работников для того, чтобы разобраться с этими делами, пересмотреть все нормы снабжения офицерского и вольнонаемного состава и приравнять их к существующим нормам снабжения.
2. Этой же комиссии поручить выявить все продовольственные «запасы» в армиях и в управлениях СВА провинций, не