» » » » Михаил Горбачев: «Главное — нАчать» - Леонид Васильевич Никитинский

Михаил Горбачев: «Главное — нАчать» - Леонид Васильевич Никитинский

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Михаил Горбачев: «Главное — нАчать» - Леонид Васильевич Никитинский, Леонид Васильевич Никитинский . Жанр: Прочее. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Михаил Горбачев: «Главное — нАчать» - Леонид Васильевич Никитинский
Название: Михаил Горбачев: «Главное — нАчать»
Дата добавления: 22 август 2025
Количество просмотров: 45
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Михаил Горбачев: «Главное — нАчать» читать книгу онлайн

Михаил Горбачев: «Главное — нАчать» - читать бесплатно онлайн , автор Леонид Васильевич Никитинский

Короткая, но яркая эпоха Горбачева погребена под штампом лихих 90-х: сменившим его правителям этот период отечественной истории неудобен — он порождает сомнения и будит мысль. На Горбачева приклеен ярлык, который одни давно прочли как «могильщик великой державы», а другие — как «великий реформатор», но так или иначе он уже как-то классифицирован и пахнет пылью краеведческого музея.
На самом деле предшествующий ему брежневский «социализм» сегодня мифологизирован, а о спрессовавшемся времени перестройки поколение родившихся в 90-е и позже почти ничего не знает. Извлекая новые смыслы из известных, казалось бы, фактов, автор стремится передать самый дух политической и нравственной революции, которой стала (хотя едва ли сразу была так задумана) горбачевская перестройка.
Загадку Горбачева, который возглавил могущественный СССР, как будто усыпив бдительность избравшего его на должность Политбюро, автор объясняет тем, что примерно до 1988 года он и сам ни за что не догадался бы о той роли, которая была ему отведена в российской и мировой истории.
Потерпела ли перестройка провал? Сегодня кажется так. Но завтра ответ на тот же вопрос будет зависеть от того, была ли она случайным отклонением в российской истории, или очередной попыткой сменить «колею».

1 ... 42 43 44 45 46 ... 120 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
из себя это слово означало, по сути, не сказать ничего, «что-то промычать», но и промолчать согласно ритуалу Романов не мог — он обязан был таким образом сложить оружие.

В том же духе ответил и Горбачев, который «слушал всех с чувством большого волнения». Советскому обществу, сказал он, «нужен больший динамизм», но «нам не следует менять политический курс. Это верный, правильный, по-настоящему ленинский курс. Нам надо набирать темпы, выявлять недостатки, преодолевать их и еще увереннее смотреть в наше светлое будущее».

Это совершенно стертые, ничего не значащие, но успокаивающие слова — будущее все еще обязано было быть «светлым». Каждый из выступавших старался ничем не проявить себя — все понимали, что дальнейшее пребывание в составе Политбюро им теперь не гарантировано. Избрание Горбачева Генеральным секретарем ЦК означало мандат на перемены. Все понимали их неизбежность, но что конкретно делать, никто не знал. Ситуация чем-то напоминала 1956 год, когда старшие товарищи отправили юного Горбачева разъяснять народу решения партийного съезда о культе личности Сталина: пусть-ка он попробует и сломает себе шею, а мы пока посмотрим…

Кажется странным, что Андропов, готовя Горбачева к роли генсека, не передал ему никаких знаний относительно положения в стране и даже запретил им с Рыжковым заглядывать в бюджет. Но у него и самого таких знаний не было. Андропову приписывают фразу: «Мы не знаем страны, в которой живем». На самом деле, на пленуме ЦК в июне 1983 года он высказался конкретнее: «Мы до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок».

Вот этому секрету он должен был научить своего протеже? В качестве эстафетной волшебной палочки Андропов передал Горбачеву то, что сам получил от Брежнева, а тот, в свою очередь, от Хрущева и так далее вплоть до Маркса с Энгельсом: абстрактный конструкт плановой экономики, гарантировавший «преимущества социализма», но лишь чисто теоретически.

Не было и никакой ясной программы реформ — это подтверждал и Горбачев, не раз отвечавший на такие упреки. А откуда бы она взялась?

Маленькая ложь и масштаб личности

Полоса газеты «Правда» с сообщением о пленуме ЦК

12 марта 1985

[Архив Горбачев-Фонда]

Для чего была маленькая ложь о том, что избрание Горбачева генсеком стало для них обоих неожиданностью, в книге Раисы Максимовны? Она ничего не меняет в логике развития событий, но легко разоблачается сначала посвященными, а затем, по мере публикации их мемуаров, и любым читателем книги «Я надеюсь…».

Очевидно, в марте 1991 года, когда она диктовалась, после многочисленных кризисов в окружении Горбачева, когда стали появляться сообщения о возможном заговоре против него, ему было важно отвести от себя подозрения в карьеризме. Но все, кто добрался до высшего в СССР органа власти — Политбюро ЦК КПСС, так или иначе прошли длинный и полный ловушек путь карьеризма.

Известно высказывание последнего председателя КГБ СССР и главного организатора путча 1991 года Владимира Крючкова, что главная ошибка КГБ состояла в том, что «мы проглядели Горбачева». Кто «мы»? Юрий Андропов — человек, вероятно, более проницательный, чем Крючков, сделал свой выбор давно. Близкий к нему академик Георгий Арбатов, директор Института США и Канады, вспоминает, что однажды, когда он указал Андропову на старение партийных руководителей, тот не просто вспылил, как обычно, но спросил: «А тебе что-нибудь говорит фамилия Горбачев?» Это было в середине 70-х, и тогда Арбатову эта фамилия еще ничего не говорила.

Никто ничего не «проглядел», потому что ничего такого, чего КГБ мог бы не заметить, в Горбачеве тогда еще не было. Были здоровые амбиции, широта мышления, острый ум, образование, то есть то, чего на закате карьеры не хватало самому Андропову. А перемена верований Горбачева произошла, когда его покровитель уже лет пять как покоился у кремлевской стены.

Андропов и Горбачев: «Буратино» уже поглядывает куда-то в сторону. Третий на фото — первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС Всеволод Мураховский

1978

[Архив Горбачев-Фонда]

Андропов не только «выращивал» Горбачева, он обладал и самой полной информацией о всех членах Политбюро, но только о том, что они делали и говорили. А он старался угадать, что они думали, для чего карабкались, часто по головам соперников, по партийной лестнице. Важно было понять их мотивацию, а это всегда сложное уравнение со многими неизвестными. Значит, глава КГБ был убежден, что из всех претендентов только Горбачев способен на самом деле нести «ответственность перед народом». Он видел бескорыстие и масштаб личности Горбачева, сам тоже будучи наделен этими качествами. Масштаб — отдельное свойство, им может обладать и либерал, и консерватор, и герой, и злодей, хотя героя нельзя представить себе мелочным и мелким. А по этому критерию Андропов как раз и отбраковывал кандидатуры на пост генсека других членов Политбюро.

Важнейшим качеством Горбачева в глазах двигавшего его вверх Андропова было и отсутствие клиентелы, несвязанность неформальными одолжениями ни с нижестоящими, ни с вышестоящими, включая его самого, то есть определенная равноудаленность и независимость от других членов Политбюро. Наверное, к Горбачеву он относился, как папа Карло к Буратино. А то, что Буратино вдруг продал азбуку, закопал вырученные деньги на поле дураков и вообще начал вести себя не по сценарию — что ж, это жизнь, и тот, кто ее обрел, всегда вместе с ней получает и некоторую степень свободы.

Глава 12

«Ускорение» (1985–1988)

На этом месте мы запустим документальную пленку с похорон Константина Черненко 13 марта 1985 года (видео есть на Ютубе): медленно, в темпе идущего рядом офицера с траурной повязкой, едет по Тверской (в то время улице Горького) броневик, тянет за собой орудийный лафет с гробом. Печатая шаг (пока это единственный звук) и держа карабин «на караул», медленно поднимая прямую ногу и также медленно отмахиваясь свободной рукой, шагает офицер почетного эскорта обок выстланного кумачом лафета с гробом. Толпа, едва ли случайная, движется следом с большими, в человеческий рост, поясными портретами усопшего. Трагические лица (при этом в мемуарах многие вспоминают, что люди, включая членов ЦК, испытывали облегчение). Мужчины, медленно проходя мимо гроба, ломают пыжиковые ушанки. Траурный марш. Горбачев в партийном каракулевом «пирожке» с мавзолея говорит о заслугах предшественника, сверяясь с бумажкой, что впоследствии будет ему несвойственно. Гимн. Орудийный салют — тоже

1 ... 42 43 44 45 46 ... 120 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)