» » » » Александр Авраменко - Огненное лето 41-го

Александр Авраменко - Огненное лето 41-го

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Александр Авраменко - Огненное лето 41-го, Александр Авраменко . Жанр: О войне. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Александр Авраменко - Огненное лето 41-го
Название: Огненное лето 41-го
ISBN: нет данных
Год: неизвестен
Дата добавления: 7 май 2019
Количество просмотров: 451
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Огненное лето 41-го читать книгу онлайн

Огненное лето 41-го - читать бесплатно онлайн , автор Александр Авраменко
Они из тех, кто принял свой первый бой на рассвете 22 июня. Они пройдут войну «от звонка до звонка». Они дойдут до Берлина. Но случится это только четыре года спустя. А пока — им нужно пережить огненное лето 41-го.Два брата — летчик-штурмовик и танкист. Две судьбы, опаленные одной войной. Две жизни, брошенные на весы Великой Победы.Им придется отступать от самой границы — до Москвы и Сталинграда. Гореть в подбитых танках и самолетах. Прорываться из окружений и выкарабкиваться с того света в госпиталях. Испытать горечь первых поражений и радость первых побед. Остановить немцев под Москвой. И погнать их обратно на запад.Они были солдатами.Они сражались за Родину.Они — победили.
1 ... 37 38 39 40 41 ... 57 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Конец ознакомительного фрагментаКупить книгу

Ознакомительная версия. Доступно 9 страниц из 57

— Шо, товарыщу лейтенанту, то мени в нибо на цьём летуни подыматися?

— А как же!

— Ни, це мэни не можно. Ось на земли я б з циэю железякою справытись мог, а у ниби — ни, це нияк не можно.

Прямо невезуха какая-то. Упёрся, как баран лбом в новые ворота — «не можно» да «не можно» — и всё тут. А приказом его отправлять — только хуже будет. Нужен такой, который сам в небо хочет и высоты не боится. Идём к командиру полка, Леон Давыдович что-то бурчит, потом заявляет:

— А чего с вами возится, вон у меня начальник особого отдела давно просится в небо слетать, его и берите.

Немая сцена. Как же им командовать? Всё-таки старший по званию, да из другого ведомства… Между тем плащ-палатка, прикрывающая вход в блиндаж раскрывается, откинутая сильной рукой, и на пороге появляется сам майор. Подслушивал, мать его ети!

— Чего засмущались, летуны? Раз надо, значит полетим. Комиссара бы с вами отправить, чтоб личным примером значит, увлекал и доказывал, да он, зараза, в самолёте блюёт. Пробовали уже. Когда летим?

— Сейчас, товарищ майор.

— Значит, летим. Командир, скажи, чтоб дали мне чего-нибудь лётное. Дуть ведь будет…

* * *

…Мотор ревёт. Прожигаю свечи и даю полный газ. Чебатурин пристроился на брезентовом сиденье позади меня — механики молодцы, постарались. Ракета! Отпускаю тормоза, и машина начинает движение. Выруливаю на старт. По бокам пристраиваются ребята. Машины полнёхоньки гостинцами для немцев. Под крыльями грозно ощетинись «РС», бомбы забили кассеты. Ждите нас фрицы, мы идём в гости!

Особое внимание Олегу — на его «ИЛе» полтонны фосфора. Жуткая вещь, особенно, если на кожу попадёт. Вот только гранулы маленькие, потому и бросать их надо с высоты не более двадцати метров, иначе будет просто большой пшик. Всё сгорит в воздухе, не долетев до земли.

Высота тридцать метров. Я увеличиваю скорость, одновременно начиная крутить «восьмёрку», как мы называем наш противоистребительный манёвр. Ведущий самолёт, то есть я, с небольшим креном скользит то влево, то вправо, а ведомые по очереди выходят на противоположную от моего курса сторону — получаются эдакие ножницы.

Труднее всего приходится ведомым, поскольку их двое. Чтобы не было опасной сутолоки, им приходится соблюдать осторожность или делать манёвр по очереди. А вот как ее выбрать, эту очередь — загвоздка. Но вроде решили, так что, летим.

«Особняк» видит наши манёвры, но не реагирует. Это хорошо: хуже нет, когда не знаешь, а командуешь. Видно, понимает, что в воздухе пилот царь и бог, а он здесь пока пассажир. Вот когда немцы, не дай Бог появятся, он своё слово в нашу защиту скажет, а пока…

А вот и колонна. Повезло, недолго мы в воздухе болтались. Обычно нас никогда на свободную охоту не пускали, а тут вот, в честь такого события… Вся дорога забита тупоносыми грузовиками и танками. Тоже тупыми. Наши округлые, чехи, правда, тоже — единый славянский дух, видимо. А у тевтонов — всё рубленное, гранёное, угловатое…

Щёлк! Запоздало смаргиваю. Прямо на лобовой плите фонаря появляется белое пятнышко — пуля угодила, отметину оставила.

А в следующий миг воздух вокруг словно вскипает, мимо проносятся огненные струи «эрликонов», вспухают чёрными облаками разрывы крупнокалиберных зенитных снарядов. Вот выучка у немцев, и минуты ведь от начала атаки не прошло!..

Вражеские зенитчики ведут просто жуткий огонь. Попадание, еще одно и еще. Вижу, как от плоскостей летят какие-то клочья, но все равно доворачиваю машину прямо на быстро увеличивающийся в размерах немецкий «Pz-III», вдавливаю кнопку пуска «РСов».

Вздымается гигантский огненный шар, в разные стороны летят охваченные пламенем обломки. Ухожу на второй круг под солнце, освобождая Сашке место для работы. Он тоже выпускает свою порцию реактивных снарядов, увеличивая количество подбитых и подожженных машин. Олег заходит… жуткое зрелище! В момент распыления фосфор вспыхивает в воздухе, и огненное облако летит вниз. Кажется, что горит сам «Ил», или ангел Смерти мчится по воздуху, оставляя за собой огненный след…

На втором заходе расстреливаем боезапас пулемётов и пушек до трассеров, забитых, как говорится, за «пятьдесят до конца». Домой. Не встретили «мессеров», не испытали кормовую установку… вот только никого расстройства по этому поводу нет — целее домой вернёмся. И так механикам ночь не спать, дырки шлёпать…

Насчет «целее» — накаркал таки — вываливается левая «нога». Попали всё-таки, гады… Ладно, доковыляем, хотя лететь становится погано. У винта-то левое вращение, поэтому машину и так постоянно тянет в ту сторону, а тут еще выпущенное колесо добавляет сопротивление…

С содроганием открываю кран шасси, лёгкий толчок — и правая стойка становится на место. Плюхаюсь на поле и сразу рулю в сторону ожидающих из обслуживающего персонала. Вернулись… Петрович озабоченно ходит вокруг машины, пока остальные помогают выбраться Чебатурину: «особняка» немного умотало с непривычки.

— Товарищ старший лейтенант, а нельзя было поменьше машину уродовать? Вон, у ваших напарников дыр в два раза меньше.

— Так я же ведущий, Петрович.

— И что?

— Вот они все в меня и лупят. А ребятам только остатки достаются. Ты же меня знаешь, я жадный, как тот хохол со склада боепитания: всё до себэ, всё до себэ.

Смеёмся… Это нормально — нервная разрядка. Сейчас у меня еще и руки начнут трястись. Пожилой Петрович достанет из портсигара папиросу, прикурит и сунет её мне в рот — это наш ритуал. А потом… потом мне станет страшно… Настолько страшно, что положенные сто граммов лишь немного притупят этот страх. Но будет ночь, я положу голову на подушку, набитую травой, её запах и горьковатый аромат успокоит меня и позволит уснуть. А утром снова.

Вперёд, ребята, или вы хотите жить вечно?..

Глава 27

Неизбежная суматоха при сборах прекращается очень быстро: все бегут на склад и получают оружие. Прямо с подошедших машин сгружают ящики, тут же вскрывают их и выдают бойцам винтовки. Командир полка надрывает глотку, пытаясь добиться, чтобы пулемёты выдавали только стрелкам-радистам.

Куда там! Все шарахаются от них, словно от чумы. И немудрено: вместо знакомых и надёжных «дягтерей» привезли настоящие музейные экспонаты «Шоши», «Льюисы», даже «Мадсены». Может, с точки зрения историка оружия они и представляют какой-нибудь интерес, но в смысле использования на поле боя — практически нулевой.

Правда, имеется парочка неплохих американских «BARов», явно трофеев польского похода, вот они ещё пригодятся. Несмотря на низкий темп огня — машинки надёжные и дальнобойные. Между тем первоначальная суета сменяется кое-каким порядком, строятся экипажи, роты, батальоны…

— Столяров! Сейчас подойдут артиллеристы, пойдём с ними.

— Ясно, товарищ подполковник!

— А пока объясни людям, что немцы прорвали фронт, и мы — единственная надежда спасти положение.

— Товарищ подполковник, я же не политрук!

— А нет у нас политрука. Забрали только что.

— За что?!

— За паникёрство…

— Ясно… Тогда… извините, товарищ подполковник, но раз такое дело, то, пожалуй, не стоит вообще людям накачку давать. Просто объяснить задачу, и всё. А что за артиллерия?

— Полк ПТАБ. Пушки у них какие-то, правда, странные, но снарядов — хватает.

— А почему странные, товарищ подполковник:

— Да «ЗИС-2». Слышал?

— Нет…

— Вот и я — нет. Но и нормальные тоже есть. Тяжёлые, правда, но тем лучше…

* * *

…После усиленного марш-броска на тридцать километров мы занимаем позицию возле какой-то деревушки. Беленные мелом невысокие домики, заборы, тополя. Торчит «журавль».

Мы устраиваемся на окраине, перекрывая дорогу, по обочинам которой готовим позиции. Бойцы торопливо начинают рыть ячейки, но я, памятуя прошлое, командую отставить и отмеряю командирам батальонов участки для сплошных траншей. Хватит с меня этого безобразия! Когда боец один в окопе — ему страшнее вдвойне. Ни финны, ни немцы не роют ячеек, а уж воевать они умеют. Только окопы, и только сплошной линией!

Ворчание пресекаю сразу, пригрозив расстрелять ослушников за невыполнение боевого приказа. Это действует, и вскоре люди уже скрываются по пояс в земле. Одновременно намечаем позиции для пулемётов, прикидываем, где поставить орудия.

— Товарищ майор! Пыль сзади!

— Приготовиться к бою! Противник с тыла!

Неужели обошли?! Но нет, это подходит артиллерия. Командир курсантов[5] — молодой полковник Исидор Кац, но он не кичится своими петлицами, а сразу принимает старшинство Федорчука, поскольку и он, и я уже успели понюхать пороху. Зато пушек много, целых двадцать штук! А сзади на подходе ещё столько же, но более тяжёлых, калибром 203 и 107-мм. Модернизированные «Виккерсы» и «Шнейдеры». Тяжёлые гаубицы загоняем на позиции поддержки, а длинноствольные «француженки» ставим замаскированными во дворах.

Ознакомительная версия. Доступно 9 страниц из 57

1 ... 37 38 39 40 41 ... 57 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)