Никольский поклонился, пошел вперед, но оглянулся, и Лиля оглянулась, и – рванулась, побежала к нему.
– Я только скажу, – выдохнула она, – я только скажу одно и сразу же буду замужем. Я люблю вас.
Лиля убежала, и Никольский стоял и смотрел ей вслед, и думал: неужели это судьба?
Что же – догнать, взять за руку, увести с собой?.. Но он не готов к резким публичным действиям – бежать, вырывать ее из чьих-то рук... А вдруг это просто каприз заносчивой взбалмошной барышни, а не судьба?...
«Ну что же, я получаюсь как героиня бульварного романа: любила одного, отдалась другому, вышла замуж за третьего... Пусть все будет как будет, и, если что мне суждено, значит, судьба... Я хочу, хочу, хочу... я так хочу жить, я еще не успела быть счастливой... пожалуйста...» – думала Лиля, подрубленная под корень незабудка, чудом проросшая на выжженной земле, как талантливо она сама себе устроила цветное сияние в сером свинцовом тумане, сияла-счастливилась, вокруг было все темней и темней, а она все пробивалась, росла.
В Советской России двадцатых годов психоанализ развивался настолько успешно, что Россию стали называть второй родиной Фрейда. Расцвет психоанализа, самого «буржуазного» направления человеческой мысли, на фоне расстрелов, арестов, высылки из страны философов и ученых – удивительный факт в истории страны. Уже в 1921 году был организован психоаналитический кружок, затем Российское психоаналитическое общество и Государственный психоаналитический институт, – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ психоанализ – это невиданное словосочетание. Был даже открыт психоаналитический детский дом, где проводились исследования по психоанализу бессознательного, обучения и воспитания и где психоаналитическое воспитание получали дети высших партийных функционеров, в том числе сын Сталина. Психоанализ стал одной из первых уничтоженных властью наук. К 1930 году психоанализ в СССР был ликвидирован полностью, а большинство его сторонников репрессированы.
В первые годы НЭПа интеллектуальная жизнь в стране была относительно свободной, и прогрессивные педагоги использовали в рамках советской единой трудовой школы лучшие достижения западных ученых: метод проектов, Дальтон-план, бригадное изучение школьных предметов. В 1928 году в педагогике была произведена «чистка». Было уничтожено все то новое, что появилось в педагогике за послереволюционные годы. Многие сторонники новой педагогики были репрессированы как враги народа и иностранные шпионы.
Во времена НЭПа, когда было легализовано частное предпринимательство, в бывшем Лахтинском санатории находилась частная больница-санаторий с хорошими условиями и прекрасными врачами. У пациентов, в большинстве своем членов партии, было зафиксировано наличие так называемого комплекса «партийной триады» – невротические симптомы, гипертония и вялый обмен веществ. Считалось, что все это следствие бурных лет революции, гражданской войны, работы в Чека, неспособности людей войти в мирную жизнь.
...В результате очередной кампании властей по сбору налогов в 1928 году частные предприниматели оказались разоренными, у некоторых из них было конфисковано все имущество. Предпринимателей и членов их семей лишали политических прав, подвергали судебным преследованиям. О дальнейшей судьбе «ликвидированных как класс» предпринимателей имеются лишь фрагментарные сведения.
ДЕЛО № 134356
СССР
НКВД
Главное Управление Государственной Безопасности
Особый архив
по обвинению Левинсон А. М.
по ст. ст. 17-58-8 и 58-12 УК РСФСР
Том № Первый
Количество томов Один
ОПИСЬ
документов, находящихся в следственном деле
1. Ордер № 3238 на арест Левинсон А. М. – 1
2. Анкета арестованной – 2
3. Протокол обыска арестованной – 3
4. Квитанция № 3520 – 4
5. Справка на Левинсон А.М. – 6
6. Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения
7. Протоколы допроса обв. Левинсон А. М. – 8–11
8. Протокол об окончании следствия –12
9. Постановление о передаче дела на рассмотрение особого совещания
10. Расписка
РаспискаДана гражданке Левинсон А. М. в том, что у нее при обыске изъята контрреволюционная литература:
1. «Романтические цветы», изд. 1918 г., имеется дарственная надпись
2. «Шатер», изд. 1921 г., имеется дарственная надпись
3. «К синей звезде», изд. 1923 г., без дарственной надписи
Арест: 1937 г. РСФСР, Ленинград
Приговор: 21.10.1937 г., расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда (ВКВС) СССР
В 1922 году за границу были высланы около двухсот российских ученых – университетских профессоров, экономистов, историков, философов. Рейсами немецких пассажирских судов «Oberbьrgermeister Haken» и «Prussia» их доставили из Петрограда в Штеттин, – спустя много лет, в 1980-е годы эта акция получила название «философский пароход». Перед высылкой одни находились под домашним арестом, другие содержались в ГПУ, третьи получили предписание отправиться за границу «за свой счет». На человека дозволялось одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, две рубахи, одна простыня, нельзя было взять с собой ни одной книги, и главным горем для многих была потеря библиотеки. До настоящего времени судьбы многих невольных пассажиров «философского парохода» остаются неизвестными.
Никольский, Георгий Александрович (1899–1940), русский писатель. Жизнь его была нелегкой, и слава пришла к нему лишь после смерти. Родился в Пскове, в 1919 г. приехал в Петроград, поступил на историко-филологический факультет университета. В 1920 г. представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ и был удостоен премии. Своеобразный талант Никольского проявился уже в ранних рассказах, и поначалу его творческая судьба складывалась удачно. Но первый роман Никольского подвергся острой критике за «удаление в мир душевных переживаний и любовных драм, настроения интеллигента, обнаруживающего свою мелкобуржуазную сущность, равнодушие к общественно-производственной жизни», и на этом официальная карьера писателя была закончена. В 1930-е годы, несмотря на болезни и нищету, Никольский продолжал упорно работать. После его смерти осталось большое рукописное наследие, сохраненное благодаря его жене Р. Э. Каплан, но возможность открыть удивительный мир его произведений представилась лишь с конца 1980-х годов. Яркий талант писателя позволил ему сразу же подняться в круг классиков и вызвал интерес во всем мире. Основными темами творчества Никольского были любовь, счастье, нравственное совершенствование, самопожертвование ради светлого будущего.
Литература: Справочник школьника, 2008
В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
В черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Все цветут бессмертные цветы.[29]
Храни тебя Бог (фр.).
Слабоумным (фр.).
Ход жизни (фр.).
Пристанище (фр.).
Нет никаких попрыгунчиков... А если и есть, то им ни к чему убивать, они только грабят, нужно просто сразу же отдать им все, что есть...
Свадебное платье со шлейфом, фата, флердоранж... шлейф несут очаровательные дети... вы будете самой красивой невестой на свете...
Драгоценности (фр.).
Смелее, дитя, смелее (фр.).
Как положено (фр.).
Благородное происхождение обязывает (фр.).
Хорошие манеры (фр.).
Ошибка (фр.).
Цитируются стихи Николая Гумилева «Свидание» и «Покорность».
Цитируется стихотворение Николая Гумилева «Если встретишь меня, не узнаешь...»
Цитируется стихотворение Николая Гумилева «Волшебная скрипка»
Николай Гумилев «Самоубийство».
Слова Андрея Белого.
Милая деточка (фр.).
Здесь и далее в этой главе цитируются стихи Николая Гумилева.
Цитируется стихотворение Александра Блока.
Цитируется стихотворение Александра Блока «Балаганчик».