120
M. Eliade, Il mito dell'eterno ritorno, cit., р. 83.
Ibid., р. 84.
Идея „ухода в самого себя“ или zimzum (др.-евр., букв. — „сокращение“) является одной из основных и, быть может, самой замечательной в учении Рабби Ицхака Лурии. „Уход“ Бога в самого себя, в свою Первобесконечность (En-Sof) всегда предшествует новому акту творения, см.: G. Scholem, Major Trends in Jewish Misticism, cit.
R. Grave, R. Patai, I miti ebraici, Milano 1964, p. 148.
Ibid., p. 148.
С. G. Jung, Gli archetipi dell'inconscio collettivo, cit., p. 17.
Ibid.
Ibid., р. 20.
С. G. Jung, Gli archetipi dell'inconscio collettivo, cit., p. 22.
Перевод выполнен по Ancient Near Eastern Texts relating lo the Old Testamnt, edited by James B. Pritchard, Third Edition with Supplement, Princeton New Jersey, Princeton University Press 1969 (далее — AΝET), pp. 126–128; текст озаглавлен The Telepinus Myth. Русский перевод хеттского текста см. в: Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. Перевод с древнемалоазиатских языков Вяч. Вс. Иванова, Μ 1977, сс. 55-61.
Ханнаханна — мать богов.
Значение фразы неясно. Не исключено, что имеется в виду какое-нибудь хтоническое чудовище, вроде дракона Иллуянки. Упоминание богини Ииары, главного персонажа мифа об Иллуянке (ранняя версия), делает вполне вероятным это предположение.
О духах деревьев см.: J. G. Frazer, Il ramo d'oro, Torino 1991, Сар. 9.
Ibid., Сар. 24.
Μ. Eliade, Storia delle credenze e delle idee religiose, vol. 1, cit., p. 161.
Ibid., pp. 161–162.
Ср.: «Ритуал же не более чем воспроизведение творческой деятельности мирового закона, rtá-, которая имело место в „первый раз“ в акте творения, „в начале“» (В. Η. Топоров. О ритуале…, цит., с. 26).
G. Scholem, La Cabbala, Roma 1989, р. 95.
О генеративной функции знака см.: В. Η. Топоров, Др.-греч. sẽm- и др. (знаковое пространство, знак, мотивировка обозначения знака, заметки к теме), в: Балканские древности, Балканские чтения — I, М. 1991, сс. 3-36.
М. Eliade, Il sacro e il profano, cit., p. 26. Ср.: «Акт означения-знАченья всегда есть о т к р ы т и е (здесь и далее разрядка наша. — Μ. E.), нахождение, п о р о ж д е н и е чего-то в „познаваемой“ сфере» (В. Н. Топоров, Др.-греч. sẽm- и др., цит., с. 9).
Ср.: «Significo, собственно значит 'о т м e ч а т ь' […] а отмечается нечто для того, чтобы о т л и ч и т ь его от всего другого; такое отличие и составляет о б ъ я с н е н и е вещи, ее логоса» (В. Н. Топоров, Др.-греч. sẽm- и др., цит., с. 15).
J. Campbell, Mitologia primitiva. Le maschere di dio, Milano 1990, p. 174.
Разумеется, данные археологии сами по себе не могут явиться достаточным основанием для общих заключений. Первое явление фигуры, если основываться на свидетельствах наскальных доисторических рисунков, может быть усмотрено в натуралистическом изображении животных. В данном случае существенной является не хронологическая последовательность, но логическая: геометрические изображения становятся символами, т. е. первыми продуктивными элементами культуры, что подтверждает символический, а не „натуральный“ ее характер.
A. Malraux, Prefazione, in: A. Parrot, I sumeri, Milano 1961, р. XI.
Ср. также величественную геометрию романских и готических соборов, космичность византийской архитектуры.
Динамика ритуала описывается здесь на основании личного участия в службах во время моего пребывания в бенедиктинских монастырях Santi Pietro e Andrea (Novalesa), S. Giorgio (Venezia), S. Silvestro Abate (Fabriano). Без этого личного опыта невозможно не только понимание, но и самое восприятие ритуала как реальности. Вначале ритуал никак не вовлекает в себя. Вовлечение „естественного существа“ в ритуальную реальность осуществляется через многократное и регулярное в нем участие. То, что вначале казалось бессмысленным, в какой-то момент создает внутреннее напряжение и ощущение значимости, которое здесь равнозначно переживанию реальности.
О числовой структуре текста см.: В. Н. Топоров, О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией „мирового дерева“, в: Труды по знаковым системам, 5, Тарту 1971, сс. 9-62.
Ср.: например, шумерский ритуальный текст Древо Huluppu: В первые дни, в самые первые дни, / В первые ночи, в самые первые ночи, / В первые годы, в самые первые годы (D. Wolkstein, S. N. Kramer, Il mito sumero della vita e dell'immortalità, Milano 1985). Здесь следует отметить не только тройное повторение одной и той же темы, но и деление каждой строчки на две части: вторая часть, повторяя первую, усиливает ее. Таким образом, переход от первой строчки ко второй предваряется двойным повторением, что создает предельное семантическое напряжение.
Μ. Eliade, Il sacro e il profano, cit., р. 69.
Тибетско-бирманский народ, живущий на юго-западе Китая.
М. Eliade, Il sacro e il profano, cit., р. 71.
Ср.: «Ритуал прагматичен прежде всего потому, что он является главной операцией по сохранению „своего“ космоса, по управлению и регулированию им, по контролю над ним, по проверке действенности его связей с космологическими принципами» (В. Η. Топоров. О ритуале…, цит., с. 17).
Μ. Eliade, Storia delle credenze e delle idee religiose, ν. 1, cit., p. 161.
Th. Η. Gaster, Le piú antiche storie del mondo, Torino 1960, p. 78.
J. G. Frazer, Il ramo d'oro, cit., cap. 29.
Ср. математические модели. Ритуал можно было бы определить как первую „математическую модель“ реальности. Ср. у Дж. Кэмпбелла: «Ритуалы представляют этот принцип (космологический. — М.Е.) подобно формулам в современной физике. Через них оперативные модальности таинственных космических сил становились не только доступными для человеческого ума, но и поддающимися контролю» (Cit., рр. 209–210).
Под „естественным“ здесь понимается „обычное“, которое в силу своей привычности остается незамеченным, а посему без „последствий“. Знак можно было бы определить как стимул. Но в отличие от биологического стимула он имеет своей целью создание значимой реальности. Моделируя „естественные явления“, знак вносит в них идею порядка, которая „естественно“ не дается, но является „продуктом“ моделирующего реальность сознания.
По поводу отношения архаического человека к „природным явлениям“ Э. Э. Эван-Притчард замечает: «Примитивные народы высказывают весьма малый интерес к естественным явлениям, которые нам могут показаться наиболее впечатляющими — луна, солнце, небо, горы, море и т. п., — чья монотонная регулярность является для них почти сама собой разумеющаяся» (E. E. Evans-Pritchard, Teorie sulla religione primitiva, Firenze 1978 /Theories of Primitive religion/, p. 111).
С. G. Jung, Il concetto d'inconseto collettivo, cit, p. 49.
Μ. Eliade, Storia delle credenze e delle idee religiose, ν. 1, cit., p. 161.
А. Φ. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии, М. 1957, с. 144.
Там же.
В. В. Иванов, Вино, в: МНМ, т. 1, с. 236.
В. Η. Топоров, Сома, в: МНМ, т. 2. с. 462.
Там же.
Там же.
Alcmacon, EGF, fr. 3, цит. по А. Φ. Лосев, Античная мифология в ее историческом развитии, цит., с 163, № 20k.