Скажу и на первое твое письмо от 5 сентября, где ты пишешь о средстве к уплате долга твоего за утвари. Я с оным согласен. Постигшее тебя сие искушение, полагаю, попущено от Бога, за возношение твое, коим ты, может быть, повлекалась, что стараешься украсить церковь, и других охуждала за нерадение о сем. Но все не без попущения Божия оружия сии на тебя устремлены. Предавайся с покорностью воле Божией и не упадай в скорби, но укрепляйся; ибо скорбь терпение соделывает (Рим.5:3). 25-го сентября 1848 года.
На прошедшей почте 25 сентября писал я к тебе на письмо твое о страхе вашем от пожаров; а теперь еще получил письмо твое от 19 сент., - и все тоже не умолкает наказание Господне, — продолжается страх пожаров и холера. Не имею ни сил, ни разума подать вам утешение, — одно, что советую: — бодрствовать, стоять и не падать духом. Внешний вред гораздо меньше душевного. — Сохраняясь сама, и сестрам советуй иметь твердую веру и надежду на Бога. Он силен вас и поддержать и свободить от сей напасти. Что такое значит, что семилетняя девочка предсказывает события? Я не могу знать и не дерзаю полагать то или другое, но только похоже на то, что через предузнание ее или будут осторожнее, или придут в покаяние. Да утешит вас Господь! Усердно желаю. Мног. И. М. 2 октября 1848 г.
Ты описываешь свое устроение в отношении к матери О., что не можешь нести откровений ее против тебя, что и сознаешь своею немощью. Точно, это твоя немощь; но она, видя твое негодование, еще больше на тебя смущается; а враг этому радуется и больше восставляет с обеих сторон смущение. — Нужно бы против сего с обеих сторон быть смирению; то и ничтоже бы успел враг на вас; но у вас в этом есть недостаток, и потому он берет верх. Ты хочешь, чтобы она тебе не открывала помыслов, которые на тебя ей приходят, от чего и думаешь быть мирна к ней: однако ж я не думаю, чтоб мог мир быть у тебя; хотя она тебе и не скажет, а ты все будешь убеждена, что она ими обладаема, и в прочих ее откровениях останется при тебе жало смущения на нее. — Мне кажется, тебе лучше обратить внимание на себя, познать кознь вражью, как ее, так и тебя возмущающую, и не запрещать ей говорить приходящие и всеваемые ей от врага помыслы. Через обличения они могут упраздниться, а ты не ей, а врагу приписывай оный прилог; а ей советуй приходящими на тебя помыслами не уязвляться и не смущаться, не ставить даже оные себе в вину для того, что оные то же, что и хульные помыслы, — токмо беспокоят без всякого на то ее согласия: а она уже думает, что тяжко согрешила, желая найти отраду в откровении; но при смущении твоем еще более возобновляется брань, и наносит враг, что точно так истинно твое к ней нерасположение. — Пусть она помыслами сими пренебрегает и не смущается о них, тогда может о них и не говорить и тем посрамит врага; а когда по немощи и скажет, ты не смущайся и не весели врага. Господь да даст вам мир!
Читал я твои ежедневные записки, — ни мало не удивляюсь всему там написанному. — Мы находимся на духовной брани: свойственно человеку падать; но надобно восставать и, познав свою немощь, приносить покаяние со смирением, памятью грехов своих смиряться, а смирением простить согрешения твои по слову Исаака Сирина. Прошу тебя и всех о Христе сестер не оставить меня в молитвах; и желая тебе и всем им здравия и успеяния во спасении, остаюсь мног. И. М. 6 декабря 1848 г.
Сколько могу упомнить из журнала твоего, напишу о том, что ты описывала ко мне.
По окончании дня должна рассмотреть себя, не по страсти ли что делала, по тщеславию и человекоугодию; или после сама о себе мнением побеждалась; и во всем оном укорив себя, смирением и покаянием день заключи и благодари Бога о всем.
Заметил я, что слова, сказанные тобою уставщице: "Как угодно", не совсем были чисты, а с примесью чего-то; потому и она приняла их в скорбь. — Те же слова можно сказать в другом тоне, не отрывочно, но даже и с пояснением, что я не взыскиваю с тебя, что будешь петь, только с любовью, и не было бы труда в объяснении и смущении.
Не мало удивительно, что у вас считают монашество нужным только для сей жизни, а в землю хоронить, так сие и не нужно, а я, напротив, знаю таких матерей, которые стараются не упустить без сего напутствия и одеяния брачного, через которое, веруем, свобождатся от греховной скверны. После совершения сего обряда, какая поется стихира? "Познаем, братие, таинства силу", и прочее; она многое означает и подает утешение приемлющим сие таинство. Но что ж делать? Что не в нашей воле состоит, о том предадим воле Божией.
С матерью О. обращайся попроще, то, может быть, унылый дух ее ободрится. 14 марта 1849 г.
С 28 февраля по 14-е марта описания твоих деяний получил. По тупозрению ума моего и ветхой памяти не могу вполне на всякий случай подробно отвечать; но скажу только или сделаю замечание, чтобы старалась в делах твоих, словах и помышлениях наклонять себя к смирению, и да не како иным проповедуя, сами неключими будем (1Кор.9:27); других научая уклоняться от страстей, сами оным да не поработимся, да еще иногда и мним, яко нечто есмы. Ты скорбишь за нерасположение к тебе матери игумении; а ты посмотри и на свое к ней; не будет ли равновесие? Разного духа, разного устроения и направления вы с нею; то как же быть и согласию? По крайней мере, сколько можно, наклоняй себя к миру и избегай суда о ней и злопомнения; с обеих сторон она и ты видите только друг в друге недостатки, а себя не укоряете, а враг и берет силу делать возмущение.
Вижу, что твоя жизнь молвистая, но, видно, так нужно для пользы твоей: безмолвная жизнь не всякого пользует, но часто попадают в прелесть. — Паки скажу: заменяй свои недостатки сердцем сокрушенным и смиренным, и терпением находящих, принимай яко должница, а не яко обиду терпишь, и молись за обидящих.
С сестрами, ищущими пользы, говори, не думая, что от своего разума или достоинства говоришь; но, по вере их, Господь вразумляет тебя; а твоего тут ничего нет: ни от дел, ни от великого ума и ни от чего другого; токмо одна готовность быть хотя малым орудийцем, которым действует Сам Бог по вере сестер. Жаль покойную Р., что не приобщили ее св. Таин и не елеосвятили. Да как же это? Когда и здоровые в пост приступают к сему таинству, кольми паче о больных бы надобно попещись; но что делать? Бог ее не оставит. 29 марта 1849 г.
Три послания твоих получил. На первое ничего не могу подробно сказать, помня только, что были тебе разные передряги скорбные и твое во многом нерадение и несоблюдение языка от празднословия и осуждения; о всем оном советую при каждом случае окаявать себя и в конце дня каяться.
Откровения твоего я не отвергаю, только чтобы оное было не просто историческое повествование, но сознательное своих немощей и страстей, с благим намерением, при помощи Божией, полагать начало к исправлению себя.
На последнее, недавно прочтенное, может быть, больше могу, упомнив, написать: как жаль, что такие дни, т. е. после причастия и в первый день Пасхи, у вас выходила такая крамола. — Конечно, попущением Божиим, к наказанию твоему и ко искусу, и к научению терпения, что ты так и должна принимать, укоряя себя. — Но ежели когда видишь, что она увлечется неправильным гневом, хотя не тогда, а в другое время объясни ей, что таковое ее взыскание отнимает руки к прохождению послушания и убивает здоровье, в чем надобно быть мужественной, но не дерзкой.
Что ты бываешь более борима страстями, когда готовишься к Св. Причастию, этому нельзя удивляться. — Всегда, когда мы принимаем против врага какое оружие, то и он на нас более вооружается; а мы, видя немощь нашу, более будем стяжавать смирение.
На вопрос об исповеди: почему же не читать молитву исповедную, хоть до исповеди, хоть после исповеди, когда положена молитва ежедневного исповедания во многих канонниках? — Можете и вы прочитывать оную, когда угодно.
Когда В. не находит пользы в откровении, не надобно ее к этому и нудить; без веры и произволения какая уже будет польза? Когда с верою приходит, объясняет свои немощи и смиряется, — Бог дарует и слово к пользе того; а ежели кто идет с сомнением и пренемоганием, когда что не по нем, то какая ж тут польза может быть?
Мать О. в смущении; ее вина, и, главное, что она не имеет смирения и не старается о снискании оного, смущается и в скорби, и в спокойствии. — Господь повелел искать спокойствия в кротости и смирении, научаясь от Него. Во всем надобно себя укорять, то и не будешь смущаться.
Вопрошаешь, что по скудости 4-х процентов нечем ей содержаться, то не взять ли их из Совета и отдать их родным или в купечество? Да, это не худо, они дадут и 6 процентов, но на сколько времени продлится сия плата, кто может поручиться? Видишь, какие ныне критические времена и обстоятельства, а мое мнение, лучше брать каждый год из капитала по 100 руб.; на ее век будет; и для этого положить одну тысячу или две на мелкие билеты, — и всякий год брать по одному билету, прочие же билеты будут лежать и на них сумма накопляется. Ежели она 20 лет проживет, то всего капитала не истратит, а какая для нее польза, ежели и весь капитал останется целым, а она будет нуждаться?