» » » » Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев - Алексей Александрович Бархатов

Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев - Алексей Александрович Бархатов

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев - Алексей Александрович Бархатов, Алексей Александрович Бархатов . Жанр: Прочее. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев - Алексей Александрович Бархатов
Название: Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев
Дата добавления: 17 август 2025
Количество просмотров: 55
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев читать книгу онлайн

Кто? «Генсек вождя» Александр Поскребышев - читать бесплатно онлайн , автор Алексей Александрович Бархатов

Роман Алексея Бархатова основан на биографии Александра Николаевича Поскребышева, долгое время занимавшего пост личного секретаря Сталина. Он был участником многих значимых политических событий, готовил важнейшие документы эпохи, дружил с замечательными учеными, писателями, артистами. Через него проходила вся корреспонденция, его голосом и рукой передавались распоряжения вождя народов. Обладая уникальной памятью, работоспособностью, эрудицией и аккуратностью, Поскребышев, казалось, научился предугадывать любые вопросы генсека.
Но незадолго до войны у «верного оруженосца», у «тени Сталина», как его нередко называли, расстреляли любимую жену, оставив на руках двух малолетних дочерей. Он же продолжил верой и правдой служить тому, кто мог и не спас дорогого человека. Пока сам не был обвинен. Устранили Поскребышева из Кремля за несколько месяцев до смерти вождя.
Чтобы понять этого вовсе не «железного» человека, автор предлагает подробнее рассмотреть события тех лет, познакомиться со Сталиным и его окружением.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

1 ... 38 39 40 41 42 ... 78 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
удостоился и этого. Приезжие думают про станцию метро. Но москвичи-то знают, что и она, построенная в 1934 году, и улица названы в честь его однофамильца – первого председателя Сокольнического совета Емельяна Маленкова, героически погибшего от рук белогвардейцев. И тщеславные размышления об этом приводили исключительно к закономерным вздохам о бренности жизни.

Спустя несколько дней Хозяин вновь будто ненароком поднял в разговоре эту тему. Мол, такова жизнь, всем нам настанет пора уступить свои места более молодым, да и сам он через какое-то время думает отойти от повседневных оперативных дел. Мол, есть на кого их оставить. И назвал фамилию Вознесенского, который может и должен возглавить государство после него. «Он – человек из нашего круга, и экономист блестящий, и государственное управление хорошо знает. А партию тогда можно доверить товарищу Кузнецову. Оба они, несмотря на возраст, уже себя вполне зарекомендовали, вот пусть и работают в полную силу».

При этом, по обычаю не спеша раскуривая трубку и неторопливо вышагивая за спинками кресел, Сталин чутко охватил взглядом тех, кто тоже явно не прочь был бы «поработать в полную силу», когда он уйдет. Затем остановился и уточнил: «Может, у кого-нибудь есть какие-то возражения?» Никто не проронил ни звука. Да уж, эти слова, не затрагивая ни головы, ни горла, без всякого сомнения, быстро запали непосредственно в душу каждого, и глубоко запали.

Напоминая сейчас об этом в максимальных подробностях, Берия, конечно, хорошо знал, кому и когда это говорит. И он сам, и Маленков, как, впрочем, и Молотов, и Микоян, помнили, чем десять лет назад обернулись для многих соратников аналогичные слова Сталина, произнесенные на февральско-мартовском пленуме 1937 года: «Мы, старики, члены Политбюро, скоро отойдем, сойдем со сцены. Это закон природы. И мы бы хотели, чтобы у нас было несколько смен, а для того, чтобы дело организовать, надо теперь же заняться этим, дорогие товарищи».

Многие из тех «дорогих товарищей» тогда быстро сошли со сцены. Это, похоже, была «первая смена». И Берия, близоруко щурясь, наклонившись в сторону собеседника, не преминул аккуратно напомнить и об этом. Правда, на последнем перед войной съезде Хозяин уже заявил, что «задача состоит не в том, чтобы ориентироваться либо на старые, либо на новые кадры, а в том, чтобы держать курс на сочетание, на соединение старых и молодых кадров в одном общем оркестре руководящей работы партии и государства».

Перед началом первомайской демонстрации. Г.М. Маленков, А.Н. Микоян и Л.П. Берия идут по территории Кремля.

1 мая 1947. [РГАСПИ. Ф. 558. Оп.12. Д. 122]

Лаврентий давно изучил характер Маленкова. Знал: чтобы добиться от него реального результата, надо постоянно пришпоривать, настораживать, уязвлять самолюбие.

А в данном случае это совсем просто. То, что Сталин действительно чересчур доверяет Вознесенскому, как знающему экономисту и умелому хозяйственнику, принимает его точку зрения по тем или иным вопросам, даже позволяет подчас спорить с собой, замечали многие. Хозяин даже однажды не сдержался и объяснил это другим «заведующим», как полушутливо называл членов политбюро, курировавших различные отрасли:

– Вот вы, даже если не согласны в чем-то друг с другом, все равно приходите ко мне с согласованным на бумаге общим решением. А Вознесенский, если не согласен, не будет соглашаться и на бумаге. Входит ко мне с возражениями, с разногласиями. Я же не могу все обо всем знать. Я обращаю внимание на разногласия, на возражения, разбираюсь, почему они возникли, в чем дело. А вы проголосуете и спрячете, чтоб я только подпись поставил. Хотите из меня факсимиле сделать? Вот почему я предпочитаю возражения Вознесенского вашим согласованиям!

Но бросалось в глаза и то, что Вознесенский, в свою очередь, решительно и амбициозно оттеснив и Кагановича, и Маленкова, и Микояна, крайне заносчиво и абсолютно независимо ведет себя с другими министрами, не говоря уже о подчиненных, не идет на компромисс, решает все сам, не советуясь, а лишь доводя до их сведения свое окончательное слово. Он высокомерен и неосторожен в словах.

Берия поведал, что уже пытался разыграть эту карту. Привел даже Хозяину фразу, которая должна была задеть его. Вознесенский, мол, высказался, что у нас в политбюро раньше пахло чесноком, а теперь шашлыком. Но не сработало. Сталин только усмехнулся: «Да, вот такой он у нас шовинист. Ну что с ним поделаешь?» Хотя и Берия, и Маленков, и сам Сталин всегда хорошо знали «что».

При недавнем обсуждении в политбюро плана на два года Сталин предложил поручить товарищу Вознесенскому, как председателю Госплана, обеспечить такой рост, чтобы не было падения плана производства в первых кварталах против последних. И Вознесенский, к удивлению многих, в том числе и Маленкова, и Берии, и Микояна, ответил, что да, это можно сделать.

Он действительно оперативно подготовил проект, в котором не было никакого падения производства в первом квартале, а намечалось даже определенное повышение. Сталин был очень доволен. Как вождь и поручал, в представленном проекте план будущего года сравнивался с планом текущего года, а текущий год брался в ожидаемом исполнении.

Берия, поднимая очередную рюмку, свозь пенсне подмигнул Маленкову и сказал, что ждать недолго – его люди в Госплане сумеют нарыть реальные цифры, нужные документы и подготовят реальные отчеты. А вот тогда и посмотрим на этого «преемничка».

А ведь поначалу Маленков и Вознесенский достаточно успешно сотрудничали и в Государственном комитете обороны, и в правительстве, и в Комитете по восстановлению освобожденных районов. Но уже после войны, когда Георгий Максимилианович возглавил Комитет по демонтажу немецкой промышленности, у него с председателем Госплана возникли острые, непреодолимые разногласия, отношения ухудшились вплоть до открытого конфликта. Для его рассмотрения даже была создана комиссия во главе с Микояном. И комиссия вынесла совершенно неожиданное для Маленкова, но, впрочем, характерное для Анастаса Ивановича, как бы «компромиссное» решение: демонтаж немецкой промышленности прекратить и наладить в качестве репараций производство товаров для СССР прямо на месте, в Восточной Германии. Несмотря на возражения Кагановича и Берии, это решение было утверждено на политбюро.

И что, спрашивается, товарищ Микоян от этого выиграл? И каково-то теперь нашему гибкому и дипломатичному Анастасу Ивановичу работается с грубым и безапелляционным первым зампредом правительства и академиком Николаем Алексеевичем Вознесенским, который ныне часто вместо Хозяина председательствует на заседаниях Совета министров?

Ну а о том, как раздражает Маленкова этот выскочка Кузнецов, и говорить не приходится. Выпал из ждановской колоды Щербаков, так на тебе, появился Кузнецов. Давно занимаясь кадровой политикой, он знал эту сталинскую схему – чуть какая-то

1 ... 38 39 40 41 42 ... 78 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)