из окружения проходила короткой и светлой июньской ночью 23 июня под перекрестным огнем пулеметов и пушек. К утру коридор окончательно заблокировали. Количество вырвавшихся из «котла» достигло 10 тысяч человек. Немцы объявили о захвате 30 тысяч пленных. Спустя две недели после ликвидации «котла», в деревне Туховежи командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант Власов был взят в плен.
Буквально через считаные дни Андрей Андреевич согласился на сотрудничество с Третьим рейхом и занялся пропагандистской работой. Ему принадлежат: «Обращение Русского комитета к бойцам и командирам Красной армии», «Открытое письмо генерала Власова. Почему я встал на путь борьбы с большевизмом» и другие. Текст «Обращения» фактически явился декларацией о создании РОА (Русской освободительной армии).
Вскоре генерал перешел и к формированию воинских частей из военнопленных и русских эмигрантов.
Существование и деятельность армии Власова привели к тому, что всех советских граждан, служивших немцам, стали называть власовцами. Однако их не следует путать с хиви – безоружными военнопленными, занятыми на хозяйственных работах. Другие боевые части в составе Германских войск, состоящие из бывших граждан СССР, формировались из различных групп националистов и также не являлись частью РОА.
В 1945 году в Чехословакии остатки личного состава армии Власова взяли в плен. Командующего признали виновными в государственной измене, лишили воинского звания и приговорили к высшей мере наказания.
Прорвать Ленинградскую блокаду весной 1942-го так и не удалось. На Ладожском озере начал таять лед. Отлаженная за зиму Дорога жизни покрылась водой. Только 20 апреля под лед ушло около 80 машин. С трассы сняли все тяжелые трехтонные грузовики ЗИС-5.
Толстый слой льда, еще недавно выдерживавший грузовики, теперь стал помехой навигации. Первый корабль смог пройти к западному берегу только 22 мая.
Вскоре немецкое командование доставило на озеро итальянские торпедные катера MAS и вооруженные паромы «Зибель», предназначавшиеся для высадки в Англии. Но, вопреки ожиданиям, действия успеха не имели. Мелкосидящие советские буксиры и баржи оказались трудной целью для итальянских торпед, которые проходили у них под днищем. А специальная авиационная группа Ставки Верховного командования обрушила на базы вражеских катеров и паромов град бомб.
План вермахта полностью провалился, флотилию пришлось расформировать.
Прорыв блокады оставался для Ленинграда вопросом жизни и смерти. Дорога жизни, работая с максимальной нагрузкой, обеспечивала лишь самые необходимые потребности города и фронта в продовольствии, боеприпасах и горючем. В случае решительного штурма города на Неве немцами с привлечением свежих сил войска на внешнем фронте блокады могли уже не успеть оказать помощь ударом извне. Синявинская операция августа-октября 1942 года не привела к прорыву блокады, но при этом сорвала готовившийся армией Манштейна удар вдоль западного берега Ладоги с целью полного окружения города.
В ноябре 1942-го командование фронтов при участии Жукова и Ворошилова приняло решение о проведении операции «Искра». Коридор к городу собирались пробивать по кратчайшему расстоянию через «бутылочное горло». Волховский фронт должен был нанести удар извне, а силы Ленинградского – изнутри.
Наступление обоих советских фронтов началось утром 12 января 1943 года с артиллерийской подготовки. С последними залпами вся Нева от Московской Дубровки до Шлиссельбурга заполнилась атакующими войсками.
Расчет на двойной удар полностью оправдался. Через два дня после начала наступления войска фронтов разделяли всего в два километра. Они оказались самыми трудными. Танки, медленно продвигавшиеся среди торфяных карьеров и воронок, становились мишенью для противотанковой артиллерии. Заместитель командующего Волховским фронтом генерал-лейтенант Федюнинский ездил на передовую и торопил, требовал быстрее идти вперед, успеть до прибытия резервов противника. По его приказу выделили специальные отряды, отдыхавшие днем и продолжавшие бой ночью, не давая покоя врагу.
Немцы придерживались тактики удержания дорог. Неприметные до войны Рабочие поселки № 1 и 5, через которые проходил единственный путь от Ладоги до станции Мга, превратили в настоящие крепости. Захват дороги означал бы развал всей обороны в «бутылочном горле».
Кюхлер встал перед трудным выбором: надеяться на подход резервов или отступать? Он отдал приказ держаться.
Войска Волховского фронта подошли к рабочим поселкам с востока. Взять «крепости» сходу не удалось, атакующих встретил шквальный огонь, но, когда с запада к поселкам подоспели части Ленинградского фронта, гитлеровцы не выдержали.
Кюхлер впервые столкнулся с последствиями недооценки противника. Группы под Шлиссельбургом, которые еще вчера можно было спокойно отвести к Синявино, оказались окружены и были уничтожены или взяты в плен.
Около полуночи 18 января 1943 года по радио прозвучал голос Юрия Левитана:
«После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда!»
По изрытой воронками земле «бутылочного горла» менее чем за три недели проложили железную дорогу, названную Шлиссельбургской трассой. Она проходила всего в 5 км от линии фронта и находилась под постоянным обстрелом. О полном снятии блокады говорить было рано, но в Ленинград наконец широким потоком стали поступать продукты и топливо.
Отбросить немцев дальше не удавалось – подошедшие резервы группы армий «Север» успели занять и укрепиться на Синявинских высотах.
Традиционно немецкая оборона строилась вокруг пулемета МГ-34 или МГ-42. Часть солдат фактически обслуживала и охраняла его. К осени 1943 года советские войска разработали и успешно применяли тактику ведения действий против орудия. Стрелковые части во взаимодействии с артиллерией и минометами уничтожали вражеский пулемет уже в первые минуты боя. Солдаты Германии с винтовками мало что могли противопоставить шквалу огня пистолетов-пулеметов ППШ и ручных пулеметов красноармейцев, но появление в 1943 году штурмовой винтовки МР-43 изменило ситуацию.
Даже потеряв пулемет, отделение пехоты с МР-43 сохраняло достаточную огневую мощь для отражения атаки. Каждый солдат мог стрелять очередями с хорошей точностью. Новое оружие назвали «Штурмгевер» – штурмовая винтовка.
Красной армии предстояла трудная задача наступать на хорошо вооруженного противника.
В 1944 году советское командование планировало полностью снять блокаду Ленинграда. Но преодолеть немецкую оборону на Синявинских высотах не удавалось. Тогда решили начать наступление с Ораниенбаумского плацдарма – небольшого участка суши на берегу Финского залива, который еще в 1941 году немцы так и не смогли уничтожить.
По плану с плацдарма наносился удар во фланг и тыл войск, осаждавших Северную столицу. Генерал Федюнинский возглавил 2-ю ударную армию, которая скрытно переправлялась на плацдарм.
План обладал неоспоримым преимуществом: действия войск поддерживала мощная корабельная и береговая артиллерия Балтийского флота. Для операции выделили сотню орудий калибром более 100 миллиметров. К ним присоединились три башни полузатопленного линкора «Марат» и батареи форта «Красная горка».
Советская операция началась 14 января 1944 года. Неожиданно мощный удар с плацдарма привел к быстрому развалу немецкой обороны. Фронт все дальше откатывался от Ленинграда. Канонада становилась все