отклонения. Ученые считают, что все это – признаки хронического воспаления, которое развивается с возрастом. Оказывается, воспаление совсем не обязательно вызывают бактерии или вирусы, его запускает сам организм. В молодости это происходит изредка, а когда человек стареет, – бесконтрольно. Но можно ли на эти процессы повлиять?
Сергей Дмитриев с коллегами обнаружил, что со временем в клетке начинает понижаться уровень производства новых белков. Все дело в том, что стареющая клетка, замечая сбой протеостаза, пытается исправить ситуацию и начинает меньше синтезировать белков.
Можно привести такую аллегорию. Живущий в маленькой комнате человек бросает мусор прямо на пол, а собирает и выносит его из комнаты редко и неохотно. Постепенно мусора становится все больше, и тогда он решает меньше мусорить. Но мы понимаем, что единственный способ решить проблему – чаще проводить уборку, иначе все закончится коллапсом, когда человек окажется погребен под собственным хламом.
Видимо, клетка тоже пытается начать меньше «мусорить». Но это имеет оборотную сторону. Белки со временем портятся, в норме на их место должны постоянно приходить новые молекулы тех же белков. А если мы начинаем меньше их синтезировать, то такого обновления не происходит. В результате клетка стареет еще больше.
Значит, наша задача – научить клетки синтезировать новые белки и одновременно обеспечить эффективное устранение неправильных белков – своевременный «вынос мусора». Но вот как это сделать, ученые пока не знают.
При этом Сергей Дмитриев уверен, что с помощью новых технологий ответы на эти вопросы будут найдены.
Вполне возможно, качественный рывок к долгожительству может произойти с помощью генной инженерии, когда мы меняем набор белков у человека в зародыше, делая из вида Homo sapiens другой долгоживущий вид – условно говоря, «человека продленного». Правда, это будет уже другой вид.
Хотим ли мы помолодеть такой ценой – еще один, пока безответный вопрос.
Интересно, а в какой момент мы начинаем стареть?
Мы думаем, что это происходит во взрослом возрасте. Лет в 30. Или в 40? А может быть, раньше или позже? Наверное, ты ужасно удивишься, если услышишь, что человек начинает стареть даже не в детстве… а находясь в утробе матери! То есть он появляется на свет уже немножко стариком. Все это доказал один из самых цитируемых российских ученых, профессор медицины в Гарвардской медицинской школе Вадим Гладышев.
Вот почему ни одно средство омоложения и не работает. Оно просто не может работать, потому что мы его начинаем принимать в тот момент, когда процесс старения уже давно запущен. А что, если начать принимать его вовремя? И как это сделать?
В биологии есть такой термин – «часы старения». Это такой инструмент, который помогает определять биологический возраст организма. Об этом давно думали, но до недавнего времени ученые не могли точно определить возраст. Могли приблизительно определить, например, глядя на человека. Но здесь точность хромает. Скажем, мы видим, что человеку порядка 60 лет. Но потом оказывается, что человеку 80, просто он хорошо выглядит, или человек в 40 лет может выглядеть на 60, потому что пьет, курит или работает на вредном производстве. Чтобы определять возраст, ученые использовали маркеры окислительного повреждения. Но оказалось, что все это тоже неточно. А где-то лет десять назад Стив Хорват из Лос-Анджелеса придумал так называемые эпигенетические часы старения, с помощью которых он смог достаточно точно определить возраст человека.
После этого в этой науке случилась, можно сказать, революция. Эта область науки очень сильно расширилась, «часы» стали применять для самых разных измерений. Вадим Гладышев придумал такие «часы» для мышей, а потом и для многих других организмов. В том числе для человека. Этот биомаркер способен определить не хронологический, не паспортный возраст, а биологический – реальный возраст. Эти «часы» можно настроить даже так, чтобы они, почти как Воланд, предсказывали, сколько человеку осталось жить. Почему почти? А потому что они не могут предсказать случайное событие – вроде того, что Аннушка уже пролила масло.
Биологический возраст может меняться в течение жизни. Это подвижная величина. Если человек заболеет, его возраст может в этот момент увеличиться. Или отдохнет – и «помолодеет», поздоровеет. Конечно, если человек курит или много пьет, то его биологический возраст выше его возраста хронологического. Интересно, что если человек бросает курить, то он постепенно возвращается почти к тому, где он был бы, если бы не курил.
Так вот, Вадим Гладышев ввел понятие «нулевого уровня» – «граунд зиро».
Что это такое? Это и есть момент начала старения.
Старение заканчивается тогда, когда организм умирает. А вот когда старение начинается?
Если задавать этот вопрос ученым из разных областей науки, то они дают совершенно разные ответы. Кто-то скажет, что старение начинается тогда, когда оплодотворяется яйцеклетка. Возникает новый организм, начинается жизнь – и начинается старение.
Другой ученый скажет, что старение начинается в момент рождения. А эволюционный биолог может сказать, что старение начинается, когда заканчивается развитие. Для него старение – это продолжение развития. Он рассматривает так называемую силу естественного отбора, и как только человек достигает периода половозрелости и может оставлять потомство, сила отбора падает.
Но когда ученые стали применять «часы старения», то оказалось, что на этот вопрос можно ответить точно. Они стали смотреть: в 20 лет идет старение? Видимо, идет. В 15? Идет. В 5 лет? Идет.
В какой же момент оно еще не идет?
С точки зрения Вадима Гладышева, старение начинается в начальной или серединной фазе эмбриогенеза. Kогда происходит оплодотворение яйцеклетки, возникает зигота. Оказалось, что возраст зиготы не нулевой, а во время раннего эмбриогенеза этот возраст падает и достигает минимального значения, после которого, собственно говоря, и начинается старение. Это – начало старения. Выходит, мы рождаемся уже немного старичками. Поразительный и немного пессимистический вывод. С другой стороны, Вадим Гладышев перечисляет несколько подходов в борьбе со старением.
Первый способ – мы можем пытаться замедлить старение, если, например, будем меньше есть, заниматься спортом, откажемся от вредных привычек. Это замедлит старение, организм будет дольше жить.
А можно пытаться омолаживать организм – это второй принципиальный способ. Иными словами, пытаться перевести его из биологического возраста, в котором он находится, в более молодое состояние.
До недавнего времени люди считали, что это невозможно, что возраст может только расти. Но все изменило открытие японского ученого Синьи