полка НКВД по Вашему распоряжению в Зап[адную] Украину и по вопросу размещения его. Когда все вопросы были уточнены и я собирался уходить, то присутствовавший т. ХРУЩЕВ, поднимаясь, мне говорит: «т. СЕРОВ, я должен Вам заявить, что работой НКВД и Особым отделом я не доволен». Я попросил указать конкретно на наши недостатки. Тов. ХРУЩЕВ ответил: «Вот Вы, сотрудники НКВД, нахапали себе машин и разъезжаете, показывая дурной пример другим».
Я спокойно попросил уточнить, кто и какие машины «нахапал», он, резко повысив тон, закричал: «Вот Вы лично ездите на чужой машине, и я об этом поставил в известность т. МАЛЕНКОВА». Я ему ответил, что эту поездку я ему уже один раз объяснял, могу еще раз повторить, на что он мне заявил: «Не хочу слушать, вы все врете». Я попросил его разобраться, а затем уже оскорблять меня.
ХРУЩЕВ истерическим голосом закричал на меня, начал ругаться нецензурно и заявил, что все вы сидите в штабе, насмотрелись на старое вражеское чекистское руководство и продолжаете до сего времени этими методами руководить. Я, возмущенный подобными разговорами, попросил отдавать отчет его словам и заявил, что старые вражеские методы НКВД уже изжил, и если где и остались, то их также быстро ликвидируют, поэтому этот разговор является ни на чем не обоснованным. На это он волнуясь заявил: «Ишь ты гусь какой, знаем мы, как ваши работники стараются подмять партийное руководство под себя».
Я опять попросил фактов, которых т. ХРУЩЕВ не дал. Видя бесполезность подобных разговоров, я отошел в сторону и разговорился с т. ТИМОШЕНКО по ряду оперативных работ.
Тогда тов. ХРУЩЕВ набросился на вошедшего незадолго до этого т. МИХЕЕВА (нач. Особого отдела фронта) и прямо ему заявил: «Вы тоже пишете командующему чепуху, а делом не занимаетесь». Тов. МИХЕЕВ ему ответил, что это не верно, «что сводки они не читают, так как в них все чепуха, что Особого отдела нет, что НКВД нигде не видно, и никакой информации он не получает»[1300].
Я вынужден был вмешаться в разговор и сказал, что сводки, которые пишет Вам т. МИХЕЕВ, я читаю, и, по-моему, они представляют интерес для Военного совета фронта, что работники НКВД идут в бою в первых рядах бойцов Красной Армии, и привел пример, что мы рядом с т. МИХЕЕВЫМ шли по Львову, когда открыли по нам пулеметный огонь из окон, и, продолжая далее, я высказал свое мнение, что т. Хрущев недооценивает оперативных работников и нередко игнорирует их работу.
После этого ХРУЩЕВ подскочил ко мне с кулаками, заругался нецензурно по нашему с т. МИХЕЕВЫМ адресу, крича: «Мерзавцы, что придумали, вроде я недооцениваю оперативных работников». Я, видя такое состояние ХРУЩЕВА, подошел к нему и сказал, что дискуссировать[1301] по этим вопросам больше не намерен, считаю, что дело мы делаем общее для нашей партии и советской власти, поэтому надо установить контакт в работе и отбросить в сторону всякие трения.
ХРУЩЕВ стал понемногу сдавать. Он начал говорить, что мы друг у друга учимся и будем учиться и пр. В итоге разговоров и ТИМОШЕНКО перешел на мирный тон, и беседа закончилась по-деловому.
Подытоживая сказанное, я пришел к заключению, что т. ХРУЩЕВ — человек высокомерный, не прочь разыграть демократа, ему страшно нравится, когда окружающие льстят ему, и не думаю, чтобы он этого не замечал.
Я приму все меры, чтобы установить деловой контакт в работе, но быть подобным некоторым окружающим его я не сумею.
Настоящее написал Вам, тов. Нарком, с тем, чтобы Вы дали указания по этому вопросу.
<…>[1302]
Отраслевой государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 16. Оп. 32. Д. 33. Л. 44–53.
Опубликовано: Радянськи органи державноï безпеки у 1939 — червнi 1941 р. Киïв, 2009. С. 194–198.
№ 2. Директива Штаба войск НКВД по охране тыла 1-го Белорусского фронта № Ш/1–00578 с объявлением директивы уполномоченного НКВД СССР по 1-му Белорусскому фронту И.А. Серова об «оперативно-чекистских мероприятиях на территории Польши». 20 марта 1945 г.
20 марта 1945 г.
Совершенно секретно
Всем командирам погранполков войск НКВД по охране тыла 1-го Белорусского фронта
Только: Командиру 331 п[ограничного] п[олка][1303].
При этом направляю копию директивы Уполномоченного НКВД СССР по 1-му Белорусскому фронту — комиссара госбезопасности 2-го ранга тов. Серова № 5415 от 17.3.45 г. для сведения и руководства.
Одновременно разъясняю, что советником при министерстве безопасности Польши назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга тов. Серов.
Приказываю:
1. Настоящую директиву довести до всего офицерского состава, организующего службу. Особенно тщательно разъяснить ее офицерам-разведчикам.
2. При выявлении[1304] оперативно-чекистской работы руководствоваться настоящей директивой.
Исполнение донести «15» апреля 1945 года.
Приложение: по тексту на «1» листе.
Начальник войск НКВД по охране тыла 1-го Белорусского фронта генерал-майор (Зимин)
Начальник штаба войск полковник (Волков)
Приложение
17 марта 1945 г.
№ 5415
Совершенно секретно
Начальникам отделов контрразведки «СМЕРШ» армий и корпусов
Начальникам оперативно-чекистских групп городов Командирам полков войск НКВД
В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 20-го февраля с. г.[1305] и директивой НКВД СССР от 22-го февраля с. г., — впредь при проведении оперативно-чекистских мероприятий на территории Польши руководствоваться следующим:
1. Всю работу по обеспечению безопасности и общественного порядка, борьбу со шпионско-диверсионной и террористической агентурой немецких разведывательных органов и немецкого военного командования, борьбу с бандитизмом, повстанчеством и иными враждебными элементами, проводящими подрывную деятельность против Временного Польского Правительства и освободительной работы Красной Армии, — проводит Временное Польское Правительство через свою администрацию и органы Безопасности.
2. На Командующих фронтами и Уполномоченных НКВД СССР возложена ответственность за государственную безопасность и общественный порядок в прифронтовой полосе, глубиной от 60-ти до 100 километров от передовой линии фронта.
Существующая в этой полосе польская администрация оказывает всяческое содействие и необходимую помощь военному командованию Красной Армии и органам НКВД в деле проведения мероприятий, связанных с ведением военных действий.
3. Впредь оперативно-чекистскую работу, в соответствии с приказом и директивой НКВД СССР проводить в следующем порядке:
а) аресты среди местного польского населения в прифронтовой полосе проводить после должной проверки материалов;
б) при аресте известных лиц, из числа польских граждан, информировать об этом соответствующие органы польской администрации прифронтовой полосы;
в) привлекать к проведению арестов вражеского элемента в прифронтовой полосе польскую администрацию, местные органы Министерства Внутренних Дел (общественные администрации) и Министерство Общественной Безопасности Польши;
г) при Министрах Внутренних Дел (общественной администрации) и Общественной Безопасности Польши, по просьбе Временного Польского Правительства, вводятся советники министров, в распоряжение которых выделяется количество инструкторов и частей войск НКВД.