Сталин сказал: «Я и не говорю Вам, чтобы Вы их выгоняли на улицу. Посадите, и пусть сидят. У чекиста есть только два пути — на выдвижение или в тюрьму».
В заключение товарищ Игнатьев сказал, что известную ясность в дело о ходе следствия по врачам и сотрудникам МГБ могут внести товарищи Гоглидзе и Рясной, так как сам он почти три месяца болел и может оказаться не в курсе всех дел.
Я выслушал приведенное сообщение, не прерывая товарища Игнатьева, и в конце спросил, не написал ли товарищ Игнатьев обо всем этом в документе, который он мне передал. Товарищ Игнатьев ответил, что он об этом мне рассказывает только для ориентировки, но все это, дескать, известно товарищу Л.П. Берия.
Начальник Следчасти по особо важным делам МВД СССР генерал-лейтенант
Влодзимирский
ЦА ФСБ. Ф. 5-ос. Оп. 2. Д. 31. Л. 455–458. Подлинник.
Впервые опубликовано: Петров Н. Палачи: Они выполняли заказы Сталина. М., 2011. С. 304–308.
№ 24. Заключение Главной военной прокуратуры войск МВД СССР по делу Г.А. Бежанова и С.А. Клепова. 27 июля 1953 г.
«Утверждаю»
Зам. Главного военного прокурора генерал-майор юстиции
Д. Китаев
27 июля 1953 г.
Совершенно секретно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
гор. Москва
1953 года, июля 27 дня
Военный прокурор военной прокуратуры войск МВД СССР капитан юстиции Кожура рассмотрел в порядке надзора архивно-следственное дело № 100844 по обвинению Бежанова Григория Акимовича и других, —
НАШЕЛ:
Приговором Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР 16–17 октября 1951 года по Закону от 7 августа 1932 года и ст. 193–17 п. «а» УК РСФСР осуждены к лишению свободы в ИТЛ сроком на 10 лет каждый, с поражением в правах на 3 года и конфискацией имущества —
1. Бежанов Григорий Акимович, 1897 года рождения, уроженец гор. Тбилиси, армянин, член КПСС с 1921 года, в Советской Армии с 1918 года, в органах МВД с 1921, награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалями «ХХ лет РККА», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», бывший начальник оперативного сектора МВД Федеральной земли Тюрингии в Германии, до ареста — министр госбезопасности Кабардинской АССР, генерал-майор.
Арестован 10.XII.1947 года.
2. Клепов Сергей Алексеевич, 1900 года рождения, уроженец гор. Воронежа, русский, член КПСС с 1923 года, в органах МВД с 1920 года, награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красного Знамени Узбекской ССР и медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.», до ареста — начальник оперативного сектора МВД провинции[1338] Саксонии в Германии, генерал-майор.
Арестован 30 января 1948 года.
Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР признаны виновными:
1. Бежанов, будучи начальником оперативного сектора МВД Федеральной земли Тюрингии, в период с июня 1945 года по сентября 1946 г. не осуществлял должного руководства и контроля за деятельностью своих подчиненных в оперативно-следственной работе, вследствие чего отдельными работниками были допущены грубейшие нарушения социалистической законности, выразившиеся в необоснованных арестах лиц немецкой национальности, в применении к ним мер физического воздействия и в заведомо искусственном создании уголовных дел.
В указанный период времени было прекращено за недоказанностью состава преступления 137 дел на 306 человек.
С применением избиений арестованных был создан ряд провокационных групповых дел по обвинению немецких граждан в тяжких преступлениях, направленных против Советского Союза.
Используя свое служебное положение, Бежанов в целях личного обогащения через своих подчиненных изыскивал наличие ценных предметов и вещей у нацистов и других лиц и эти ценности изымал в свою пользу. Узнав, что арестованный Менге является владельцем лесопитомника, Бежанов в декабре 1945 года освободил его из-под стражи и после этого получил у него 40 черно-бурых лис, а оплату за эти лисы произвел из денег, изъятых у арестованного Маргулиса.
В феврале 1946 года Бежанов присвоил сервиз из хрусталя и серебра, изъятый в поместье семьи барона Врангеля.
В конце апреля 1946 года Бежанов занял виллу торговца Шотте, в которой по возвращении ее хозяину не оказалось 7 ковров, 150 предметов столового серебра и других вещей.
При обыске на квартире у Бежанова было изъято большое количество вещей и предметов, подлежащих сдаче государству: более 3 тысяч метров различных тканей, 1476 предметов, входящих в столовые и чайные сервизы, 315 антикварных изделий — статуэток, ваз и т. п., 90 серебряных предметов, 22 меховых изделия (шубы, палантины), 41 ковер и ковровых дорожек, 359 предметов дамского белья и трикотажа, свыше 150 пар обуви и кожаных изделий, около 60 дамских платьев, 17 мужских костюмов, 13 художественных картин и другие ценности.
Виновным себя Бежанов признал. Однако, как видно из материалов дела и объяснений Бежанова, нарушения в оперативноследственной работе по оперсектору Тюрингии были допущены в связи с тем, что ¾ сотрудников были молодые и неопытные работники, и неоднократные постановки вопроса об укомплектовании оперсектора опытными работниками положительных результатов не дали. Как видно из объяснений Бежанова, он вел решительную борьбу со всякого рода извращениями в агентурно-следственной работе, вплоть до отдачи виновных под суд. Непосредственного участия в создании провокационных дел Бежанов не принимал.
Из материалов дела также видно, что оперсектором земли Тюрингии, возглавляемым Бежановым, была проведена большая работа по борьбе с вражескими элементами, фашистами и агентами иностранных разведок. Бежанов не отрицает свою вину и в присвоении ценностей и имущества, однако утверждает, что 70% вывезенного им из Германии имущества приобретено им законным путем. Имея высокий оклад содержания, он много вещей покупал на собственные деньги, так как вещи стоили в то время очень дешево. Часть имущества им была приобретена для своих знакомых, однако впоследствии они отказались его взять, и таким образом все вещи остались у него.
Незаконно приобретенное имущество у Бежанова конфисковано, и материального ущерба государство не понесло.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Бежанов в течение ряда лет честно и безупречно работал на руководящей работе в органах МВД, за что имеет ряд правительственных наград, считал бы возможным дело в отношении его прекратить.
2. Клепов, являясь начальником оперативного сектора МВД провинции Саксония, злоупотребляя своим служебным положением, в целях личного обогащения в период июнь 1945 года — начало 1947 года присваивал различное имущество и ценные вещи, подлежащие сдаче в доход государству. Клепов присвоил имущество и ценности двух крупных немецких вилл, и все это переправил к себе на квартиру в Москву.
При обыске на квартире у Клепова было изъято: 414 изделий из золота и серебра,