положением и присваивал различное имущество и ценные вещи, подлежащие сдаче в доход государству, и разными путями переправлял их в Москву, чем причинил государству значительный материальный ущерб. По этим обвинениям Военная коллегия Верховного суда СССР 17 октября 1951 года осудила Клепова на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 3 года.
В июле 1953 года Военная прокуратура Советской Армии сделала представление в Верховный Суд СССР с просьбой об отмене приговора в отношении Клепова и прекращении дела по тем основаниям, что все присвоенное Клеповым имущество в настоящее время конфисковано и сдано в доход государства, а также то, что он долгое время безупречно служил в органах МГБ. Военная Коллегия Верховного Суда СССР, согласившись с мнением Военной прокуратуры, 29 июля 1953 года отменила свой приговор в отношении Клепова и дело прекратила с полной его реабилитацией.
Ознакомлением с судебно-следственными материалами и объяснениями т. Клепова, данными в Комитет Партийного Контроля, установлено, что Клепов, будучи на ответственной работе в Германии, вел себя неправильно и допускал действия, компрометирующие его как коммуниста и советского работника. Тов. Клепов, пользуясь тем, что большое количество трофейного имущества в Германии, подлежащего сдаче Советскому государству, не было своевременно взято на учет, присваивал из этого имущества ценные вещи, а часть скупал за бесценок и отправлял в Москву к себе на квартиру. Кроме того, пользуясь своим служебным положением, т. Клепов получал от своих подчиненных подарки государственным имуществом и использовал своих сослуживцев для перевозки присвоенного имущества в Москву.
На суде т. Клепов по этому вопросу показал, что «часть вещей с виллы, где я жил, была присвоена мною. В 1946 году я отправлял в Москву с полковником Анановым коробку со столовым серебром, чайный сервиз, два ковра, три картины, большую фигуру кабана из свинца и фигуру лошади из бронзы. Я также получал подарки от работника МГБ Таникяна[1340] — одну картину и фарфоровую вазу. От секретаря ЦК Компартии Германии получил чайный сервиз на 24 персоны».
Всего, как установлено следственными материалами, т. Клепов привез из Германии 412 изделий из золота и серебра, столовые и чайные сервизы из 301 предмета, 198 антикварных изделий (статуэтки, вазы и др. предметы), 15 художественных картин, несколько фотоаппаратов и другое имущество.
В своих объяснениях в КПК т. Клепов пишет:
«Я признаю себя виновным перед партией в том, что я как коммунист своим поведением не оправдал высокого доверия партии в условиях работы за границей… По приезде в Германию моя семья стала закупать в неограниченных размерах и нужное, и ненужное барахло и различные безделушки и переправляла все это в Москву к себе домой. Должен признать, что на мою квартиру в Москву женой были отправлены вместе с нашими вещами и вещи, нам не принадлежащие. Я хорошо понимаю, что заслуживаю самого сурового наказания, но я просил бы учесть, что за двадцать пять лет пребывания в партии я впервые допустил грубую политическую ошибку».
Таким образом, т. Клепов, будучи на ответственной работе в Германии, вел себя неправильно и допускал действия, компрометирующие его как коммуниста и советского работника. Вместо того, чтобы оберегать государственное добро от расхищения, т. Клепов воспользовался тем, что большое количество трофейного имущества в Германии не было своевременно учтено, незаконно брал из этого имущества ценные вещи и переправлял их в Москву к себе на квартиру.
Клепов С.А., 1900 года рождения, член КПСС с 1923 года. С 1920 работал в органах НКГБ и МГБ, до этого был слесарем-железнодорожником. В 1925 году окончил школу им. Дзержинского. В начале войны в 1941 году Клепов посылался в Смоленск для организации партизанского движения. В 1942 г. работал по борьбе с бандитизмом на Кавказе, в 1943 году был назначен начальником НКГБ по охране тыла Юго-Западного фронта, а затем работал начальником 3 отдела МГБ СССР. В 1945 году он был послан на работу в Германию в качестве начальника оперативного сектора провинции Саксония. В настоящее время Клепов восстановлен в звании генерал-майора и уволен из органов МВД в запас.
В связи с изложенным вношу предложение — рассмотреть заявление т. Клепова на Комитете Партийного Контроля при ЦК КПСС[1341].
Ответ[ственный] контролер КПК при ЦК КПСС
Судаков
РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 3. Д. 7031. Л. 20–22. Подлинник.
В.В. Судаков.
[РГАСПИ]
№ 27. Справка КПК при ЦК КПСС по делу Г.А. Бежанова. Июль 1954 г.
Июль 1954 г.[1342]
Председателю Комитета Партийного Контроля
при ЦК КПСС
товарищу Шкирятову М.Ф.
СПРАВКА
В Комитет Партийного Контроля обратился с заявлением генерал-майор Бежанов Г.А. (член КПСС с 1921 года, п. б. № 1548950), в котором пишет, что он был исключен из членов КПСС Кабардинским обкомом партии в связи с арестом органами госбезопасности СССР в 1947 году. В настоящее время, в связи с реабилитацией Военной Коллегией Верховного Суда, он просит пересмотреть решение об исключении его из партии и восстановить членом КПСС.
Тов. Бежанов Г.А., 1897 года рождения, по происхождению из семьи ремесленника, образование высшее, в 1920 году служил в Советской Армии, а с 1921 года работал в органах государственной безопасности, последняя должность — министр госбезопасности Кабардинской АССР.
В декабре 1947 года т. Бежанов был арестован Министерством государственной безопасности СССР и содержался в заключении до июля 1953 года.
На следствии ему было предъявлено обвинение в том, что он, будучи начальником оперативного сектора МВД Федеральной земли Тюрингии, в период с июня 1945 года по сентябрь 1946 года допускал грубейшие извращения в агентурной и следственной работе, вследствие чего отдельные работники оперсектора производили необоснованные аресты лиц немецкой национальности, применяли к ним меры физического воздействия и заведомо искусственно создавали уголовные дела.
Кроме того, т. Бежанову предъявлялось обвинение в том, что он, пользуясь своим служебным положением, в целях личного обогащения занимался расхищением и присвоением ценностей и имущества на территории Германии, подлежащих сдаче Советскому государству, а затем разными путями переправлял их в Москву на свою квартиру.
По этим обвинениям Военная Коллегия Верховного Суда СССР в октябре 1951 года осудила Бежанова на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 3 года и конфискацией имущества.
В июле 1953 года Военная прокуратура Советской Армии после проверки этого дела в порядке надзора сделала представление в Верховный Суд СССР с просьбой отменить приговор по делу Бежанова и уголовное дело прекратила по тем основаниям, что Бежанов своими действиями непосредственного ущерба Советскому государству не причинил и все ценности, приобретенные им незаконным путем, изъяты и переданы государству и что нарушения в оперативно-следственной работе были допущены в связи с тем, что % сотрудников были молодыми и