» » » » Горячие сердца - Петр Григорьевич Куракин

Горячие сердца - Петр Григорьевич Куракин

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Горячие сердца - Петр Григорьевич Куракин, Петр Григорьевич Куракин . Жанр: Прочие приключения / О войне / Советская классическая проза. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Горячие сердца - Петр Григорьевич Куракин
Название: Горячие сердца
Дата добавления: 11 февраль 2026
Количество просмотров: 4
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Горячие сердца читать книгу онлайн

Горячие сердца - читать бесплатно онлайн , автор Петр Григорьевич Куракин

Автор повести Петр Григорьевич Куракин прошел путь сурового детства, боевой рабочей и комсомольской юности. Был он партийным работником, затем руководителем крупного предприятия. Тяжелое ранение на фронте в годы Великой Отечественной войны лишило его возможности передвигаться. Это не позволило ему в мирное время вернуться к прежней работе, зато осуществилась давнишняя мечта — он стал литератором.
В своих адресованных молодежи книгах Куракин повествует о героических годах революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, о событиях, известных ему не понаслышке, о роли молодежи в делах тех дней.
Это второе, уже посмертное, издание книги «Горячие сердца». Первая часть повести в 1964 году была опубликована в издательстве «Детская литература» под названием «По зову сердца». В дальнейшем автор продолжил работу над текстом книги и в окончательном варианте повести изменил некоторые сюжетные линии первой части.

1 ... 36 37 38 39 40 ... 82 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
на вокзал.

Когда Артем сообщил о предстоящем отъезде отцу, тот, против ожидания, не удивился и не встревожился. Оказалось, что он хорошо обо всем осведомлен. Выслушав Артема, он сказал спокойно:

— Вот и хорошо, что тебя отправляют в Вологду. Может, и удастся свидеться. Меня посылают в Архангельск, а оттуда до Вологды прямая дорога... Там, на севере, похоже, наши бывшие союзнички что-то затевают.

На воинской платформе было шумно, слышались слова команды, незлобная ругань, смех. Откуда-то доносились всхлипы гармошки. Всюду сновали красногвардейцы. Повсюду — гимнастерки и пиджаки, кепки и засаленные рабочие картузы, черные матросские бушлаты, картинно перепоясанные пулеметными лентами.

Стороннему наблюдателю могло показаться, что на платформе царил полнейший беспорядок. На самом деле чья-то твердая рука направляла действия людей.

То и дело слышались команды:

— От каждой теплушки двух бойцов за продовольствием!

— Старшим дать сведения о готовности!

Какая-то тетка, вернее всего мешочница, вынырнувшая из толпы, попыталась забраться со своими узлами в вагон. Но ее заметили и не пустили.

Под смех окружающих мешочница отругивалась.

— Эй, посторонись, тетка, язык отдавим!

Дюжие парни прокатили мимо железную бочку. Бочку поставили «на попа» здесь же, на платформе, и получилось нечто вроде трибуны. Вокруг стали собираться отъезжающие. В эти горячие, грозные дни митинговали по любому поводу. Люди так привыкли к этому, что казалось, если не будет митинга, то и дело не сдвинется с места.

Речь оратора была простой. Слушали его внимательно. Он говорил о том, что год этот, первый год Советской власти, — трудный. Но во что бы то ни стало надо выстоять. Идет великая борьба за справедливость! Людей, не желающих понять нашу правду и поднимающих руку на молодую власть рабочих и крестьян, надо «вырвать с корнем, как сорную траву».

Не успел оратор закончить речь, как по перрону разнеслись слова команды:

— По вагонам!

Артем кинулся к отцу. Они крепко обнялись.

— Ну иди, — Клевцов толкнул сына в плечо. — Смотри не подкачай там, в Вологде. Может быть, мне удастся приехать к тебе из Архангельска. Прощай!..

Артем побежал к вагону.

Свистнул паровоз, лязгнули буфера. Состав рывком тронулся с места. И сразу же в вагонах запели:

...Смело мы в бой пойдем

За власть родную,

И, как один, прольем

Кровь молодую...

Все учащался стук колес, а песня ширилась:

...Смело мы в бой пойдем...

Скоро в теплушках запылали «буржуйки». Сизый дым стлался по крышам, сползал вниз. Двери вагонов были раскрыты настежь — в вагонах душно, угарно, пахнет карболкой.

Когда город остался далеко позади, поезд замедлил ход, пополз как черепаха.

Первая ночь была холодная и светлая.

По обе стороны полотна стоял густой хвойный лес, в канавах стремительно, с шумом бежала весенняя вода, захватывая по пути все, что ей под силу. Не доезжая до Тихвина, эшелон остановился. Машинист стал подавать тревожные гудки. Это означало: «Воды нет».

Паровоз окружили бойцы, многие ругали машиниста. Тот только смущенно разводил руками.

— Спокойно! — крикнул Пудов. — Без паники. Вода будет. — Он махнул рукой в сторону леса: недалеко от опушки виднелось круглое небольшое озеро.

Бойцы кинулись за ведрами, встали в цепь, вернее в две цепи: по одной к озеру шли пустые ведра, по другой — наполненные водой. Дело шло споро, с шутками, прибаутками, люди как будто даже обрадовались разминке. Прошло немного времени, и повеселевший машинист дал свисток, состав поехал.

* * *

...Монотонно стучат колеса на стыках. Возле дежурного на высоком полене горит оплывший огарок свечи. Искорки бегают по бокам раскаленной печки, словно светлячки.

Артем сидит на ящике с книгой в руках, но ему приходится часто отвлекаться от чтения.

Слышно бормотание спящих. Иногда раздается хриплый спросонья, недовольный голос:

— Дежурный, открой! Задохнуться можно!

И Артем открывает дверь... Она поддается с трудом. Холодный сырой воздух быстро заполняет теплушку. Артем еле различает медленно проплывающие мимо поля, редкие голые деревья. Но лежащие на нижних нарах начинают роптать, и снова приходится задвигать дверь.

Медленно текут ночные часы... Артем думает о том, что его ожидает впереди. В воображении встает знакомая Вологда с ее деревянными домишками, немощеными грязными улицами, множеством церквей. Неужели там ничего не изменилось и по-прежнему Багров торгует в своей лавке гробами? Не может этого быть, хотя сейчас покойников стало больше, чем раньше: голод косит людей... Что сталось с Мелитиной, Ферапонтом, Тихоном?.. Разметало их, верно, в разные стороны, а может, и умерли...

— Эй, Артем, который час?

Спрашивает Вася Пудов. Голова его со светлым чубом свесилась с нар, глаза щурятся на свечку.

— Да спи ты, беспокойная душа! Когда надо будет — разбужу, — сердито отвечает Артем.

— Уже светает... Смотри не проспи подъем.

Утро выдалось по-настоящему весеннее — солнечное, теплое. Дежурный настежь открыл дверь. Запахло смолой, дымком от паровоза.

— Подъем!

Первым поднялся с нар матрос Постойко, поправляя на груди пулеметные ленты. Неужто он так и спал в них или уже успел натянуть на себя? Постойко подошел к печке, открыл крышку большого закопченного чайника и крикнул во весь голос:

— Вставай, народ, чаек готов — жареный кипяток с дымом!

После того памятного дня, когда Артем и Постойко встретились во дворе Смольного, моряк навестил своего нового дружка (или «корешка», как он говорил) на заводе; он передал ему «пламенный революционный привет» от всей балтийской «братвы» и поинтересовался делами питерского пролетариата.

Встретившись на перроне перед отходом эшелона, Артем и Иван решили ехать вместе, в одной теплушке.

Постойко заглянул в пустое ведро.

— Эй, Артем! — закричал он. — Дуй сразу за водой, и чтоб как из пушки.

— Есть, товарищ военмор особого ранга!

Когда поезд замедлил ход, Артем, громыхая ведром и не дожидаясь, пока эшелон остановится, выпрыгнул из вагона.

Это оказался небольшой разъезд. Дежурный все же успел набрать воду и догнал свою теплушку. Товарищи протянули ему руки, подхватили ведро.

Постойко был доволен расторопностью Артема:

— Вот это дело! Это по-нашему! И умыться можно, и щей сварить!

Пока люди умывались, закипел большой полуведерный чайник. Бойцы полезли на нары за вещевыми мешками. Загремели жестяные кружки. Артем, налив в кружку кипятку, озабоченно посмотрел на нее.

— Нет ли у кого сахаринцу?

Никто не откликнулся. Все молча, сосредоточенно тянули из кружек пахнущий дымом кипяток.

— Хороша заварка, — сказал Постойко, — с такой заваркой и без сахарину можно. Не господа!..

1 ... 36 37 38 39 40 ... 82 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)