и ману. Увеличивают и развивают первую. Но редко умеют их разделять. Это очень положительно сказывается на их телах. Они сильны, опасны. Любой сатьян сокрушит десяток простых мужчин. Но это и опасно. И очень тяжело. Ноус, часть человека, которая содержит ману, не должен обычно пропускать через себя жизненную силу. Такое живому человеку противоестественно. Фактически храмовники убивают себя. Но из-за большого объема праны, жизненной энергии, еще быстрее восстанавливаются, закаляясь таким образом. Джунуюдха, к примеру, напротив. Они сжигают свою прану, контроль над которой даётся легко, так как они смешивают её с маной еще при жизни. Оттого они всегда сильны и опасны, ведь интуитивно контролируют жизненную силу. Но прана перестает восстанавливаться. И медленно их убивает. Оттого они недолго живут. Так вот — чему ты должен научиться… Ты вообще понимаешь то, о чем я рассказываю?
— Эм… Ну да…
— Понятно. Но хоть запоминаешь?.. И то хлеб… Так вот… Я хочу, чтобы ты научился собирать из окружающего мира ману. Это базовый навык. Без него не сотворить заклинаний. И он поможет тебе легче восстанавливаться, если ты будешь по жестким методикам Храма подкармливать духов своей жизненной силой. А ты будешь. У тебя много праны.
— Правда!
— Да. Поэтому садись здесь. Нам бы больше подошло море, но… Попробуем с ручьем для начала.
…
— Мэтр?..
— А? Что?..
— Вы замерли. Я подумал…
— Просто вспоминаю ученика. Я оставил его на друга временно. Интересно, как там и что дальше будет.
— Вот как? Надеюсь, с ним все в порядке, мэтр Тиглат.
— Я тоже…
— Не желаете отправиться перекусить? В процессе я расскажу вам про процесс обучения и жизнь у нас.
— С удовольствием, — я кивнул головой. — Буду вам благодарен.
— Конечно, — Рокан довольно кивнул головой. — Тут недалеко есть ресторан, я буду рад вас угостить. У нас все завязано на словесные ключи. Как ваш куратор, я буду рад помочь разрешить вам любые вопросы. Мэтр Тиглат… В прошлом с вашими соотечественниками случались разные… инциденты. У нас не принято… Гм… Выяснять силой свою правоту…
— Мне что, нельзя себя защищать?.. — Я нахмурился.
— Ни в коем случае! В смысле… Защищаться можно, разумеется. Но я очень вас прошу постараться не доводить никакую ситуацию до убийства. А лучше — до применения силы в целом. В случае конфликтов или вопросов от стражи вы всегда можете вызвать меня. Я произнесу ваш личный голосовой ключ, он используется стражей для опознания. Вы можете использовать его, чтобы называть хранителям порядка свое имя, если у них будут вопросы, для оплаты…
— Каковы, кстати, местные деньги? У меня есть золото…
— О, мэтр, не стоит. Вам будет начисляться стипендия.
— Стипендия?..
— Небольшая сумма денег на расходы. Ваше золото без надобности. У нас есть наличные деньги, но используется также специальный счет, привязанный к личному голосовому ключу. Другой человек не может им пользоваться.
— Счет — это как?.. Простите, мэтр Альянетти, я запутался.
— Ничего. Смотрите. Предположим — у вас сорок… золотых монет.
— Предположим, больше…
— Это пример, — маг укоризненно покачал головой. Я пристыженно кивнул. — Так вот. У вас сорок монет. Вы можете записать это значение в книге, правильно? Вот представим, что вы пришли в магазин… И купили там что-то за две монеты. Вы переписали из своей книги в книгу продавца цифру два, а в свою записали уже тридцать восемь. И никакого обмена реальных денег. Понимаете?
— Кажется, да. Хотя это немного… странно, — я странно себя ощущал. Словно бы дежавю. Словно бы такое было привычно… Когда-то давно. Да, в прошлой жизни. Там была похожая система. Смартфоны, банковские… приложения, да. Это так непонятно и чуждо сейчас. Огненный шар — да. Доспех какой наложить, демона вызвать… А экран смартфона из далекого воспоминания прошлого кажется какой-то нереальной сказкой.
— Ну вот, да. Своим личным голосовым ключом вы можете оплачивать покупки. Есть специальные команды после ключа… Ну, они дают всяческие полезные опции. В частности — можно посмотреть баланс… Объем ваших денег. Но в вашем случае, я думаю, вы быстро освоите мысленное управление. Можно просто сосредоточиться на остатке или на оплате, на идентификации… И достаточно произнести словесный ключ без дополнительной команды, наполнить слова маной — и все готово без дополнительных команд. Пока понятно?
— То есть у вас отдельные заклинания на каждую мелочь? — Я немного не понял. — В смысле, на оплату покупок, на идентификацию, на проверку своего… счета? И у всех одинаковая первая часть?
— Да, вы правильно поняли! — Альянетти довольно кивнул. — То есть… У нас не совсем заклинания. Ваши шумерские заклинания, я интересовался, это отдельные магические сущности. Это подход более варварских народов… Прошу не обижайтесь. Это просто термин! Так вот, наши ключи — это полноценный язык из блоков, позволяющий сконструировать нужные вам запросы…
— Каждое слово — это отдельная сущность?.. — Я был немного удивлен. В целом — тоже вариант. Тот же С’мшит именно так и устроен. Каждое слово в любой форме — это отдельное заклинание. Они все очень хорошо друг к другу подстраиваются. Этим он и ценен.
— Нет-нет, не так! Отдельная сущность — это весь заклинательный язык, понимаете?
— Кажется — да… Но тогда сила таких чар будет много ниже…
— Зато это функционально, у нас многие вообще переходят сейчас на такой принцип! Вместо полноценных сущностей. Даже в рамках основных задач, а не бытовых. Называется поточное колдовство. То есть, вы непрерывно говорите и колдуете, создается воздействие, которое вы сами моделируете в режиме реального времени!
— Это уже постоянный наговор…
— Это — куда совершеннее! — Рокан покачал головой. — Конечно, метод похож… Но ведь не даром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое, не так ли? Прошу, проходите внутрь. Лучше займем столик ближе к оконной панораме, — мы как раз дошли до красивого стеклянного здания. Войдя внутрь, я ощутил приятную прохладу, а оконной панорамой оказалась большая трехмерная иллюзия океана во всю дальнюю стену.
Касательно же слов парифатца… Знали бы деревенские бабки-ведуньи, что их методы слабосилков — это прогрессивное веяние соседнего мира… Ну… Не знаю даже. Все это казалось мне каким-то уходом не туда. Маг должен расти, наращивать мощь, могущество. То, о чем говорил Рокан — это утилитарность. Да, это удобно. Не нужно, например,