Перри Андерсон
Истоки постмодерна
Perry Anderson
THE ORIGINS OF POSTMODERNITY
Все права защищены.
Любое использование материалов данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.
Печатается с разрешения Verso
Jeff Koons, Tulips, 1995–2004
High chromium stainless steel with transparent color coating
Version 4/5, 203 x 460 x 520 cm
Guggenheim Bilbao Museoa
Image source: Guggenheim Bilbao Museoa © FMGB Guggenheim Bilbao Museoa, photo by Erika Barahona Ede.
Переводчик с английского – Алексей Апполонов (Институт философии РАН)
Научный редактор – Александр Павлов, доктор философских наук, профессор, руководитель Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник, руководитель сектора социальной философии Института философии РАН
© Perry Anderson 1998 (first published by Verso, 1998)
© Jeff Koons, Tulips, 1992 © Jeff Koons. Guggenheim Museum Bilbao © FMGB Guggenheim Museum Bilbao
© А. В. Апполонов, перевод на русский язык, 2023
* * *
Лучшая книга о Фредрике Джеймисоне
В 2011 году в своей книге «Мир. Руководство для начинающих» социальный теоретик Йоран Терборн, решивший объяснять для начинающих мир через категорию современности (modernity), походя заявил: «Лично мне неизвестно о попытках систематического анализа всех проблем и вопросов, связанных с постмодернистским вызовом. Блестящая работа 1998 г. Перри Андерсона “Истоки постмодернизма” (The Origins of Postmodernity) ограничивается его эстетической составляющей и первоначально задумывалась как предисловие к сборнику трудов Фредрика Джеймисона»[1]. Терборн, безусловно, был прав в том, что «Истоки постмодерна» были задуманы как предисловие к сборнику текстов Фредрика Джеймисона о постмодернизме «Культурный поворот» 1998 года[2]. Еще больше Терборн был прав относительно высокой оценки книги Андерсона: «блестящая». Однако, в чем Терборн был прав не полностью, так это в том, что «Истоки постмодерна» – работа, посвященная исключительно эстетике. Во-первых, само по себе ошибочно сводить дискуссии о постмодерне только к эстетике, а во-вторых, Андерсон не только предложил собственную теорию постмодерна – хотя она и была озвучена в контексте рассуждений о концепции Джеймисона и не была выделена как полноценная теория, – но также описал тему в социальных и политических координатах, неизбежно связав все с эстетикой – если учесть, что термин пришел в дискурс социальных и гуманитарных наук преимущественно из этой области. Это первое, что нам нужно понимать про книгу Андерсона.
Сегодня «Истоки постмодерна» нуждаются в переиздании по причине их особой актуальности. Это суждение может показаться немного странным, поскольку постмодерн как историческая категория, которую на английском можем назвать Postmodernity, и постмодернизм как эстетический стиль, который можно на английском передать как Postmodernism, не интересны настолько, насколько были интересны в 1980–1990-х годах. Почти все мыслители, которые занимались темой, от нее открестились, как например Зигмунт Бауман, который прошел довольно короткий интеллектуальный путь длиною в десятилетие, от очарованностью постмодерном до разочарования в нем (даже его последний текст по теме называется «Разочарование в постмодернизме»[3]), или Линда Хатчеон, громогласно заявившая «It’s over»[4]. Но сейчас нам не так принципиально понять, почему все те, кто возился с термином, от него устали. Речь о другом. Книга Перри Андерсона теперь важна не только тем, что в ней объясняется происхождение понятия и рассмотрены ключевые теории постмодернизма, но также и тем, что она посвящена Фредрику Джеймисону – одному из важнейших современных мыслителей, чье творчество пока что не получило достойной оценки в России[5]. Мы можем наблюдать некоторый парадокс. Если сорок пять лет назад интеллектуалы, которые связывали свою карьеру с постмодернизмом, занимались популярной и модной темой и могли на этой теме сколотить интеллектуальный капитал, то сегодня термин «постмодернизм» может быть актуальным скорее потому, что им занимался Фредрик Джеймисон, интересы и концепции которого, разумеется, выходят далеко за рамки даже такой широкой темы, как «постмодернизм»[6].
Будучи вдохновленным книгой Перри Андерсона и его творчеством на собственные исследования постмодернизма, я не раз писал про него и теорию постмодерна Фредрика Джеймисона. Здесь мне не хотелось бы повторять уже написанное. Тем более мне не хотелось бы повторять содержание «Истоков постмодерна», лишая читателей удовольствия самим прочитать эту книгу. Поэтому я сосредоточусь в данном предисловии на двух сюжетах, один из которых является центральным для Андерсона. Второй – менее важный, и фактически он подчинен первому. Но, по моему мнению, про это необходимо сказать в целях академической честности. Основной сюжет, который нудно здесь раскрыть, конечно, касается марксизма.
Главный тезис Андерсона был подкреплен двумя подчиненными тезисами. Первый мог бы звучать так: Джеймисон лучше всех (до него, особенно это касается Лиотара и Хабермаса, а также и после) теоретизировал постмодернизм. Второй тезис близок первому, но с ним не совпадает: Джеймисон лучше всех из марксистов теоретизировал постмодернизм. Главный тезис, следовательно, звучал так. Творчество Фредрика Джеймисона и его венец в виде теории постмодернизма – последнее и главное на момент конца 1990-х годов слово в нарративе «западного марксизма», который фактически и создал Андерсон в 1970-х годах. В этом отношении соблазнительно назвать «Истоки постмодерна» еще одной частью «трилогии» Перри Андерсона о «западном марксизме», превратившейся в «тетралогию»[7]. Очевидно, это было очень важно для Андерсона, так как последняя часть его трилогии, написанная в 1984 году, выражала крайний пессимизм[8]. Спустя почти пятнадцать лет – в 1998 году – он увидел в Джеймисоне достойное возрождение «западного марксизма» и, можно сказать, его высшую точку. Именно этим мнением обусловлено то, что Перри Андерсон не воздал должное другому важному источнику, о чем речь и пойдет ниже.
Итак, Перри Андерсон помещает теорию постмодернизма Фредрика Джеймисона в контекст «марксистских исследований постмодернизма» и называет три ключевые книги. Это «Против постмодернизма» Алекса Каллиникоса, «Истоки постмодерна» Дэвида Харви и «Иллюзии постмодернизма» Терри Иглтона[9]. По мнению Андерсона, каждая из работ как бы дополняла книгу Джеймисона, которая уже стала главной по теме и навсегда должна была остаться таковой. Каллиникос писал про политику, Харви – про экономику, а Иглтон – про идеологию. Эта изящная мысль определенно во многом верна, но все же требует некоторых корректив как с точки зрения оценок, так и с точки зрения фактов и нарратива. Книга Каллиникоса уже в момент своего выхода выглядела устаревшей, поскольку он преимущественно писал про историю, а не про актуальное состояние политики, обращаясь к «истокам» постмодернизма – но совсем