» » » » Тринадцатый шаг - Мо Янь

Тринадцатый шаг - Мо Янь

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Тринадцатый шаг - Мо Янь, Мо Янь . Жанр: Историческая проза / Русская классическая проза. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Тринадцатый шаг - Мо Янь
Название: Тринадцатый шаг
Автор: Мо Янь
Дата добавления: 9 январь 2026
Количество просмотров: 16
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Тринадцатый шаг читать книгу онлайн

Тринадцатый шаг - читать бесплатно онлайн , автор Мо Янь

«Даже если эти события никогда не происходили, они определенно могли бы произойти, обязательно должны были бы произойти».
Главный герой – безумец, запертый в клетке посреди зоопарка. Кто он – не знает никто. Пожирая разноцветные мелки, повествует он всем нам истории о непостижимых чудесах из жизни других людей. Учитель физики средней школы одного городишки – принял славную смерть, бухнувшись от усталости прямо о кафедру посреди урока…
Образный язык, живые герои, сквозные символы, народные сказания, смачные поговорки будут удерживать внимание читателей от первой до последней страницы. Каждый по-своему пройдет по сюжетной линии романа как по лабиринту. Сон или явь? Жизнь или смерть? Вымысел или правда? Когда по жизни для нас наступает шаг, которому суждено стать роковым?
«„Тринадцатый шаг“ – уникальный взгляд изнутри на китайские 1980-е, эпоху, которую мы с позиций сегодняшнего дня сейчас чаще видим в романтическо-идиллическом ореоле „времени больших надежд“, но которая очевидно не была такой для современников. Это Китай уже начавшихся, но ещё не принёсших ощутимого результата реформ. Китай контрастов, слома устоев, гротеска и абсурда. Если бы Кафка был китайцем и жил в „долгие восьмидесятые“ – такой могла бы быть китайская версия „Замка“. Но у нас есть Мо Янь. И есть „Тринадцатый шаг“». – Иван Зуенко, китаевед, историк, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России
«Роман „Тринадцатый шаг“ – это модернистская ловушка. Мо Янь ломает хронологию и играет с читателем, убивая, воскрешая и подменяя героев. Он перемещает нас из пространства художественного в мир земной, причем настолько правдоподобный, что грань между дурным сном и банальной жестокостью реальности исчезает. Вы слышали такие истории от знакомых, читали о них в таблоидах – думали, что писатели додумали всё до абсурда. На деле они лишь пересказывают едва ли не самые банальные из этих рассказов. Мо Янь разбивает розовые очки и показывает мир таким, каков он есть, – без надежды на счастливый финал. Но если дойти до конца, ты выходишь в мир, где знаешь, кто ты есть и кем тебе позволено быть». – Алексей Чигадаев, китаист, переводчик, автор телеграм-канала о современной азиатской литературе «Китайский городовой»
«Перед вами роман-головоломка, литературный перфоманс и философский трактат в одном флаконе. Это точно книга „не для всех“, но если вы любите или готовы открыть для себя Мо Яня, этого виртуозного рассказчика, он точно для вас, только готовьтесь погрузиться в хаос повествования, где никому нельзя верить». – Наталья Власова, переводчик книг Мо Яня («Красный гаолян» и «Перемены»), редактор-составитель сборников китайской прозы, неоднократный номинант престижных премий

1 ... 89 90 91 92 93 ... 114 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
тлях-тляхом отзываются речные волны, с шуф-шуфом разрастаются водоросли, шип-шипят медведки в сырой глине, снарядами летят в реку лягушки – бултых – покачиваются созвездия.

С некоторыми усилиями он вытаскивает обе руки и оба колена из грязи, незабвенная сумка валяется подле лягушки, ты поднимаешь сумку, сметая лягушку в реку, подпрыгиваешь ты от всплеска воды позади.

Никакой симпатии ты не испытываешь к этой тополиной роще, только дурные чувства, вроде ужаса, ненависти и ревности. Таща за собой тело с прочищенными полостями, ты пересекаешь рощицу белых тополей и слышишь ночные переклички летящих в небесных высях птиц, а заодно отголоски влечения и любви.

Учитель физики потерял дорогу домой. Да и нет у меня дома, куда можно было бы вернуться. Да есть, только возвращаться туда тяжело. Он с возмущением думает: отлично устроили западню. … Перед сверкающим в ночи кинотеатром выстроились бок о бок велосипеды, свечение такое, что не сосчитать, сколько там тысяч или десятков тысяч велосипедов. Разносятся по сравнительно тихой площади кинозвуки, заполняя ее необъятным гулом: – Стойте – Руки вверх – Подонок – Щелк-трах – Кажется, стол опрокинули – Визг женщины – Кх-кх – Это два выстрела – Что же это за кино такое? Учитель физики бредет по площади перед кинотеатром, приглядывается к сидящей в дверях и угрюмо щелкающей арбузные семечки билетерше средних лет в синем рабочем халате и висящему над входом огромному постеру: прикрывшая лицо маской девушка держит на мушке золотого пистолета поднявшего обе руки тучного мужчину. Груди у женщины преувеличенно раздуты: высоко вздымаются они горными пиками под платьем. На краю площади множество лоточников. Есть лотки с фруктами, лоточки с семечками, лоточки с сигаретами, есть и лоток с вонтонами. Пылают дровишки под примитивной плитой, горит пламя весело и пылко, озаряя мои серо-белые желудок и кишки. На разделочной доске стоят две влажные белые миски, в каждой белой миске лежит по зеленой эмалированной ложке вкупе со щепоткой соли, десятком с чем-то стеблей кинзы, двумя-тремя неочищенными красными креветками и пригоршней водорослей. Ты никоим образом не можешь не проявить живейший интерес к этому лоточнику. Более того, когда ты бесцеремонно пихаешься, тебя останавливает только пойманное крепкое словцо – Еще чуть-чуть, и тебя самого в котлету размозжил бы этот молодой крепыш с наколотым на плече черным драконом.

Дело вот в чем: когда учитель физики рванулся к лотку с вонтонами, он вытянул руку и ненароком ткнул (только потом это стало понятно) в попу стройную девушку в белоснежном тюлевом платье. Девушка и стоявший подле нее бойфренд в черном как раз ели вонтоны из мисок. У всех женщин на попе кнопка от сирены – только ты тронул ее, как она тотчас взвизгнула. Взвизгнула девушка, отпрыгнуло тело. А на белой юбке у нее остался черный отпечаток руки. Учитель физики во все глаза вперился в лоток, только было разинул рот, чтобы о цене спросить, как почувствовал странную боль в бедренной кости. Девушка каблуком деревянной босоножки метко вдарила ему по ноге.

– Что ты там щупаешь, бродяга? – грубо бранится юная особа. Глядит молодой человек на попу подруги, откидывает миску с вонтонами на разделочную доску, громко ревет:

– Щас пасть порву! – И принимается засучивать просторные рукава, являя двух скалящих зубы и играющихся когтями на плечах черных драконов. Легонько опускает он копытообразный кулак на руку учителя физики, и учитель физики тут же валится на землю. – Щас размажу тебя в котлету! – рыкает юноша.

Девушка удерживает парня и говорит:

– Хватит, братец Лун[116], приличные люди не марают руки о паршивых псов!

– Нет, такое оскорбление я не потерплю! – отзывается молодой человек. Росту в нем метр восемьдесят пять, на губе у него золотой мазок усиков.

Девушка дает парню затрещину и объявляет:

– Дурень ты, братец Лун, разве не видишь, что он и так при смерти?

И юная особа утаскивает за собой парня, попутно награждая голову учителя физики смачным плевком. Молодой человек бросает:

– Пощажу я твою псиную жизнь, старикан!

Лежа на земле, ты в полной растерянности обдумываешь смысл произошедшего. Всесторонне поразмыслив над проблемой, ты все же находишь в себе наглость подняться. Жалостливо смотрит на тебя торгующий вонтонами старик. Задыхаясь, ты просишь:

– Дядюшка, будь так добр… Дай мне две миски вонтонов…

Щедро наложив тебе вонтонов, старик заявляет:

– Наставник, делец я мелкий, в рассрочку ничего не отдаю, так что деньги вперед. Пиалу отдаю по три мао, с тебя шесть мао за две.

Учитель физики рыщет по всему телу, но ни фэня не находит.

Старик объявляет:

– Наставник, я не то что бы старый скупец – в былые два года пиала с вонтонами пустяком вообще считалась – просто делец я мелкий. Так что не взыщи.

Ты вспоминаешь о сигаретах в сумке – Вот тебе выход из тупика – Ты открываешь сумку, достаешь пачку сигарет, с дрожащим шур-шуршанием протягиваешь ее – Ты видишь, что руки у тебя все в зеленой речной тине, они не просто грязные, а еще и вонючие – Очевидно не пара такие замызганные руки первосортным, дорогим сигаретам – Дядюшка, я готов пачку сигарет выменять на Ваши вонтоны – Старик недоверчивым взглядом окидывает учителя физики, оглядывает его с головы до пят, а потом и с пят до головы, и наконец непоколебимо говорит:

– По бартеру никого не кормлю!

В глазах старика он видит себе цену, и сердце охватывает чрезвычайное уныние. Ничего не поделаешь, приходится вместе с сумкой шаг за шагом отступать, а аромат вонтонов издевательски насмехается над тобой, в спину одна за другой влетают стрелы сознания власти и выгоды лоточников.

Ты вспомнил фразочку, которую часто повторяет жена: «Псу дано плетенку грызть, а человек достоин иметь деньги». Есть у меня три с половиной блока первосортных сигарет, продам – обращу их в деньги. Я хочу скупить все вонтоны с той разделочной доски!

Он выбирает перекресток недалеко от кинотеатра – Здесь околачиваются кой-какие бездельники, люди с веерами в форме банановых листьев играют в облавные шашки или наблюдают, как в них играют другие, на длинной скамье сидит торгующая сигаретами женщина, караулит переделанную под детскую коляску тележку с куревом, несколько разомлевших пожилых дам с веерами болтают с ней ни о чем.

Учитель физики садится на корточки между играющими в шашки мужчинами и торговкой сигаретами, открывает сумку, выкладывает перед собой три блока и пять пачек сигарет, поджидает покупателей.

Белый мотылек залетает в ореол уличного фонаря, на землю опускается беленький трупик. Пока твои глаза наблюдают за покачивающимися вверх-вниз широкими

1 ... 89 90 91 92 93 ... 114 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)