» » » » Красное вино - Франтишек Гечко

Красное вино - Франтишек Гечко

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Красное вино - Франтишек Гечко, Франтишек Гечко . Жанр: Разное. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале litmir.org.
Красное вино - Франтишек Гечко
Название: Красное вино
Дата добавления: 11 февраль 2026
Количество просмотров: 1
Читать онлайн

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту readbookfedya@gmail.com для удаления материала

Красное вино читать книгу онлайн

Красное вино - читать бесплатно онлайн , автор Франтишек Гечко

«Красное вино» Франтишека Гечко было одним из первых произведений, оказавшихся в русле движения словацких писателей к действительности, к реализму. Глубокое знание жизни деревни и психологии крестьянина, лиризм и драматичность повествования определили успех романа.
В истории Кристины писатель запечатлел грустную повесть о страданиях своей матери, в судьбе Марека — свое трудное детство и юность, в трагедии Урбана Габджи и других виноградарей — страдания деревенской бедноты.

1 ... 3 4 5 6 7 ... 243 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
выпуская ее на волю.

— Давай, Кристинка, переберемся еще сегодня!

— Да, да, да!

Трижды повторенное женщиной «да» в сочетании с ее улыбкой, блеском глаз и гордо расправленными плечами — что может быть яснее? Они нашли выход до того простой, что обоих ошеломило предвкушение свободы, к которой тянется все молодое и здоровое на свете.

Опьяненные, торопятся они от Вербняков, бегом бегут через Лужки к мосту.

Бесформенный каменный мост, уродливо нависающий над руслом Паршивой речки, соединяет Зеленую Мису с Волчиндолом. Стоит на мосту черная фигура святого Яна из Непомук. Много веков стережет святой Ян дорогу в Волчиндол. Вытаращенными глазами с ненавистью глядит он в сторону Зеленой Мисы.

Молодая чета присела у его ног на низенькую каменную ограду. Видно, понравились святому: та сторона его лица, которая обращена к Волчиндолу, светится добротой.

Урбан с Кристиной разглядывают гигантскую волчиндольскую впадину, доверху заполненную деревьями и виноградниками, жердями и прутьями. Свой домик и виноградники они отсюда не видят. То, что они сейчас приобрели у нотариуса и что отныне стало их собственностью, расположено дальше и выше, за Бараньим Лбом, на Волчьих Кутах — в самом глухом и диком углу Волчиндола. И, может быть, именно поэтому молодые Габджи вдвойне ощущают, что их место только там — среди виноградников и деревьев.

Они спустились с моста к Зеленой Мисе, и их охватило отвращение к этому селу. Оно показалось им безобразным, голым, обшарпанным. Разлеглось на плоском холме, слепленное из глины, прикрытое толстым слоем соломы. Костел торчит над ним, как дубинка…

Правильно сделали молодые, что заранее посвятили в свою тайну хорошего человека — бабушку Алоизию Кристову, урожденную Гржичову; бабушка куда менее набожна и куда более человечна, чем дочь ее Вероника — преданная и послушная жена Михала Габджи и крутая Урбанова мать.

Бабушка и теперь помогла им. Посоветовала внуку не трогаться до полудня, а сама — ей-то не перед кем отчитываться, где была да что делала, — побежала нанимать телегу и тачку, чтобы молодые могли сразу забрать с собой все, что им здесь принадлежало. Бабушка знает: хозяин, зять ее, вернется только к вечеру, потому что отправился он в Святой Копчек, откуда скоро не возвращаются; а дочь, как достряпает обед, воспользуется прогулкой муженька, полакомится винцом, да и завалится спать в верхней горнице, а тогда хоть трава не расти! Нельзя упускать такого случая. Братья Урбана — Микулаш с Филипом, и сестра Иозефка, живущие под той же пятой, дознавшись, что Урбан с женой задумали сбежать, чуть не в пляс пустились, злорадно представляя себе, как разъярятся родители; от всей души они готовы помочь беглецам.

Вообще в габджовском доме, который смотрит четырьмя окнами на зеленомисскую площадь, всегда кричат и ссорятся. Бразды правления там испокон веков держит в руках человек беспощадный и острый, как нож, а поварешку — почти всегда особа, наделенная змеиной злобой; и если мужчин этого рода посылает на землю Михаил-архангел, чтобы сурово расправлялись с правым и виноватым, то жен им дарит сам сатана, чтоб поддерживали злобу мужей и кознями наживали богатство.

Вот только Урбан, поганец, задумал нарушить устоявшиеся обычаи. Взял да и перестал слушаться. А все потому, что он еще упрямее и беспощаднее, чем его почтенные предки. Только в груди у него сердце погорячей, а в лице побольше сводящей с ума красоты. В толпе Габджей его можно принять за аристократа. Вот почему он вместо богатой невесты привел в дом служанку, да еще чуть ли не с ребенком на руках! В клочья порвал заскорузлые габджовские порядки. Все в доме перевернул вверх ногами. Вдобавок он, неблагодарный, накрепко прилепился к жене, которая напевала над колыбелькой сына совсем не мужицкие песни о сиротах да кривдах… Понятно, почему старые Габджи навсегда отвернулись от нищей нижней горницы и, если не считать распоряжений по работе, не жаловали молодых человеческим словом.

Но Кристина, как в свое время Урбана, сумела завоевать бабушку и подростков-деверей с золовкой. Они не выносят, когда она плачет, прячась по углам. Даже нищий у порога и тот считает себя вправе бросить в лицо Веронике укор — грех, мол, так скверно обращаться с невесткой…

Но все это никому не помогает. И зря бабушка выплескивает на дочь помои, зря Микулаш с Филипом портят соломорезку, а Иозефка показывает отцу язык, не говоря уж о порубленной двери кладовой и прочих глупостях, совершаемых Урбаном.

Напрасно молодые на работе лезут из кожи вон. Думают, глупые, задобрить стариков и установить в доме мир. Старикам, правда, по сердцу спорая работа сына и невестки, за то же и кормят их — стол-то общий. Другое дело — наказывать! И наказывают они их не как работников, боже сохрани! Таких работников только поискать! Но они заслужили наказанья… и жестокого наказанья, как непокорные дети, ибо нарушают порядки, установленные дедами и бабками, что с незапамятных времен гниют на зеленомисском погосте. По мнению стариков, наказанье это тем более заслужено, что Марек родился через месяц после свадьбы. Внучонка, провинившегося столь жестоко, старые Габджи и родным-то не считают. Для них он — просто червивое яблоко. Нечто такое, что верещит без надобности и чего не стоит жалеть, если оно себе шею сломит. По крайней мере освободит место для законного плода… А Марек, несмотря на злобу и ненависть стариков, растет себе и растет, и такой это славный мальчонка, что обидеть его — все равно что взять да разрушить дом. Поэтому старики стараются избегать его. Но именно по этой же причине ясно, что нет другого выхода для Урбана и Кристины, как только убраться поскорее с глаз долой…

И вот в тот день, когда Михал Габджа ушел в Святой Копчек, а жена его Вероника, похрапывая в верхней горнице, переваривала свой неурочный литр красного вина, молодая чета по совету бабушки погрузила на телегу и тачку свой немудрый скарб. Бабушка выделила им из габджовских запасов достаточно продуктов и кухонной утвари, Иозефка вывела из хлева бабушкину пеструю коровенку, Микулаш с Филипом увязали несколько охапок сена да сбросили с чердака сноп соломы. Кристина посадила Марека на закорки, прикрутив его платком, чтоб не упал. Вероника не просыпалась, так что все произошло без шума.

Но кто скажет, почему вдруг неизбывная тоска завладела восьмидесятилетним бабушкиным сердцем? Никак не может старая расстаться с Кристиной… Возчик с телегой, Урбан с тачкой, коровушка, братья и сестра, провожавшие беглецов, — все уже далеко на улице, а Кристина и бабушка все стоят в воротах, раскрытых настежь, утирают слезы уголками передников. Даже ленивым зеленомищанам, высыпавшим на свои крылечки поглазеть, — и тем уже

1 ... 3 4 5 6 7 ... 243 ВПЕРЕД
Перейти на страницу:
Комментариев (0)