было, когда Серов вошел, я ему сразу сказал, что его зовет т. Кириченко. Я по телефону говорил, что у меня есть неясность в вопросе о Серове.
т. Кириченко. Был Малиновский при этом деле.
Серов сказал, что я не знаю, что Игнатов сказал, что у меня нет Серова.
т. Суслов. Т. Кириченко мне [говорил][1377] о случае…
Неправильно.
О Серове говорит — он мало считался с парторг[анами], он малопартиен.
Проект положения — не было вопроса о рук[оводстве] партии. Надо сменить.
т. Брежнев. О пенсиях — версия(?) — для чего придумано, не знаю.
т. Козлов. Удивляет т. Игнатов, если ошибся — скажи, но такое поведение, был Серов, просил, толкнули. Нечестное поведение. Сделать вывод надо всем. Меня это взволновало. Честно надо сказать. Пенсионный [вопрос] разыгран.
О т. Серове — надо было заменить.
т. Микоян. Впечатление произвело. Пригласили на обед в Л[ени]н[гра]де.
Он отчитал.
Самое плохое, что не сказал т. Хрущеву, что Серов был у т. Игнатова.
Надо решать теперь вопрос о Серове.
т. Аристов. Об отношении к т. Хрущеву — честное отношение должно быть.
Выдержки не хватает у т. Игнатова.
Т. Серов вел себя в трех случаях хорошо.
т. Игнатов. Все понял. Исчерпан.
Ничего не записывать.
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 12. Д. 1010. Л. 10–10 об. Подлинник.
Опубликовано: Президиум ЦК КПСС, 1954–1964: Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления / гл. ред. А.А. Фурсенко. М., 2003. Т. 1. С. 340–341.
№ 36. Заявление секретаря парткома ГРУ Генерального штаба И.А. Большакова в Президиум ЦК КПСС Н.С. Хрущеву о неправильном поведении И.А. Серова и нарушении им принципов партийного руководства. 8 января 1960 г.
8 января 1960 г.
Секретно
В Президиум ЦК КПСС
Товарищу Хрущеву Никите Сергеевичу.
Постановление октябрьского Пленума ЦК КПСС (1957 г.) «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте»[1378] требует повысить уровень руководства партийно-политической работой, добиться более активного участия в ней командиров и политработников, всех коммунистов.
Этими принципами проникнуто и содержание утвержденных ЦК КПСС положения о Военных Советах и инструкции армейским и флотским партийным организациям[1379].
В развитие этого постановления октябрьского Пленума ЦК КПСС в центральных управлениях Министерства обороны, в том числе и в Главном Разведывательном управлении Генерального Штаба, созданы партийные комитеты на правах райкомов.
Все это в значительной степени повысило уровень партийно-политической работы и инициативу партийных организаций.
Между тем в практической работе начальника Главного Разведывательного Управления Генерального Штаба, члена ЦК КПСС, генерала армии Серова Ивана Александровича эти принципы и положения нарушаются. Никакого участия в работе партийного комитета т. Серов И.А. не принимает. Баллотироваться в состав парткома, при его создании, отказался. Вместо опоры на партийную организацию, как этого требует инструкция партийным организациям, проявляет администрирование. Ни одного заседания бюро парткома не посетил. На пленумах парткома не бывает. Лишь после настойчивых просьб посетил одно заседание пленума парткома, посвященное обсуждению задач на 1960 г., но и на этом пленуме не выступил и даже ушел с него, не дождавшись конца работы.
За 6 месяцев существования партийного комитета не дал ему ни одного направляющего указания или совета. Комитет строит всю свою работу по собственной инициативе и указаниям Главного политического управления.
Планами работы парткома т. Серов не интересуется. Он ни разу не пожелал выслушать партийной информации о положении в подчиненных ему управлениях, частях, институтах и учебных заведениях, а попытки парткома сделать это по собственной инициативе наталкиваются на его безучастное отношение к этим вопросам. В качестве основного источника информации он предпочитает представителей особых органов.
На ряд важнейших служебных совещаний секретаря парткома не приглашает, на замечания присутствующих пригласить секретаря парткома отвечает, что ему нечего тут делать.
Как правило, противится проведению таких демократических форм партийной работы, как партийные активы и пленумы партийного комитета, стараясь все свести к служебным совещаниям и другим административным мероприятиям, на которых настоящая партийная критика отсутствует.
Своих заместителей упрекает в том, что они идут на поводу у парткома.
На предложение одного из заместителей поздравить от имени командования и парткома подчиненные ГРУ части с некоторыми государственными праздниками отвечает: «А при чем тут партком?»
При выборе делегатов на районную партийную конференцию заявлял, что это неправильно и что нам там делать нечего. На замечание, что он также избран делегатом, заявил, что он другое дело, маршалы и генералы армии могут выбираться.
При попытках парткома ознакомить его с принятыми без его участия на бюро или пленуме парткома решениями вычеркивает неугодные ему формулировки, нарушая тем самым нормы партийной демократии.
Несмотря на указанные инструкции организациям КПСС в армии и флоте о том, что «партийные организации обязаны со знанием дела активно вникать во все стороны боевой подготовки», всячески препятствует этому, рассматривая это как ограничение его прав.
С партийным комитетом не считается и его мнение игнорирует.
От коллектива оторван, людей знает плохо. Подчиненные управления и части почти не посещает. Необходимым авторитетом среди личного состава не пользуется.
При решении важнейших вопросов работы ГРУ со своими заместителями советуется редко.
При обращении с подчиненными бывает груб и нетактичен. Например, одному из начальников управлений, подготовившему для него объективный и самокритичный доклад о состоянии работы в управлении и имеющихся недостатках, на служебном совещании бросает упрек, что он расписывается в собственной беспомощности. Другому управлению, не разобравшись в деле, бросает упрек в подтасовке фактов, что не соответствует действительности и т. п. Все это людей обижает и создает повод для необъективных докладов в будущем.
К важнейшим вопросам работы т. Серов подходит поверхностно.
Все это не содействует повышению делового и политического авторитета т. Серова как начальника ГРУ и члена ЦК КПСС среди зрелого партийного коллектива, а также создает большие трудности в работе партийной организации и партийного комитета, что не может не сказаться на успешном выполнении стоящих перед коллективом ответственных задач.
Секретарь партийного комитета Главного разведывательного управления Генерального штаба
Генерал-майор Большаков И.А.
Член КПСС с 1921 г.
Партбилет № 00186920
Резолюция: Т.т. Суслову, Игнатову, Брежневу
Надо побеседовать с т. Серовым с участием т. Большакова.
Н. Хрущев.
23.1.1960 г.
Пометы: Беседу провели с участием т.т. Малиновского и Голикова. М. Суслов 30.03.[60]
Хранить в архиве. В. Горбунов. 14.04.60 г.
РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 318. Л. 17–19. Заверенная копия[1380].
№ 37. Объяснительная записка И.А. Серова секретарю ЦК КПСС М.А. Суслову по поводу обвинений, изложенных в заявлении И.А. Большакова. 10 марта 1960 г.
10 марта 1960 г.
Секретно
Секретарю ЦК КПСС
товарищу Суслову М.А.[1381]
В связи с объявленным мне заявлением секретаря парткома ГРУ тов. Большакова считаю необходимым доложить