заниматься всякой «фигней» вроде журналистики и дизайна. Завучи так и говорили, не выбирая выражений. Мне звонили классная руководительница и завуч. Пришлось сначала подтвердить, что я в курсе желаний дочери – они в этом сомневались, – а потом объяснять, почему дизайн является полноценной профессией. Как и журналистика. И почему я не позволю ломать своего ребенка через колено, лишая его мечты. Так что, если у меня и были сомнения, завучи выполнили за меня всю работу: они без конца твердили, что дизайн – это какая-то ерунда. И надо сдавать профильную математику, чтобы пригодилось. Базу сдают только идиоты. Сима с Ксюшей кивали, да, они, значит, идиоты. Но можно им дать заявление, они его заполнят и будут сдавать базу? Точно так же обрабатывали Сашу: нельзя сдавать русский в десятом классе. В одиннадцатом еще есть новые темы. И в конце концов, это крайне неудобно для школы: его должны сопровождать на экзамен и так далее. Положенные консультации перед ЕГЭ ни Сима, ни Ксюша, ни Саша не посетили. Им никто не рассказал, как правильно заполнить бланк, что нужно иметь две черные, непременно гелевые, ручки и что с собой можно взять воду и шоколадку. Однако их никто и не накручивал. Про них вообще забыли. Как, впрочем, и я. Мне были важнее брекеты дочери. И когда я хотела записать ее к врачу, она в очередной раз напоминала: мам, в этот день у меня ЕГЭ по математике.
Когда об этом узнали одноклассники, в классе чуть ли не бунт случился. Оказалось, многие не хотят поступать туда, куда запланировали родители. И им тоже не нужна профильная математика. «А что, так можно было?» – чуть ли не кричали дети. Да, можно. Только Симе, Ксюше и Саше пришлось преодолеть завучей и классную руководительницу. Убедить родителей и самих себя, что они все делают правильно. И у них нет шанса на провал. Они не смогут сдать профильную математику в следующем году, если завалят базу в этом. Дети шли против правил в школе, ведь нужны стопроцентные показатели: профильную математику должны сдать те, кто учатся в профильных классах. Базовая для общеобразовательных и гуманитарных, то есть, с точки зрения айти-класса, для «дебилов». Сима, Ксюша и Саша сломали статистику и матрицу. Только потому, что так решили сами, разобрались, что так можно, и их поддержали родители. Они выдержали давление школы и не передумали. Я знала, что Симу невозможно продавить: если она приняла решение, остается только смириться. У меня сильный характер, но по сравнению с ней я одуванчик. Я очень гордилась всей этой троицей. Эти дети точно далеко пойдут. Они смелые, даже бесстрашные. Они способны сломать любую систему и выбрать собственный путь. И спасибо Вере Васильевне, поддержавшей девочек, и Елене Юрьевне, отстоявшей право Саши сдать досрочно ЕГЭ по русскому. Учителя вместе с детьми ходили к завучам и выбивали разрешение.
Да, так можно. Если ребенок хочет сдать что-то досрочно, сдавайте. Только не давите, давления хватит и в школе, у которой есть график, отчетность и все прочее. Когда завуч в сто пятидесятый раз уточнила, не хотят ли Сима с Ксюшей перевестись в медиа-класс, раз им не интересен профиль, пришлось опять подключаться мне, объяснять, между прочим учителю, что школа – это не только знания, а еще и социализация. И в этих классах у них подружки, друзья и прогулки по парку. А менять класс и терять компанию в подростковом возрасте – так себе идея.
А я опять стала матерью года. В день, когда Сима сдавала ЕГЭ, меня не было в городе – командировка, выступление. Я решила, что это хороший знак. Так и вышло.
Экзамен по базовой математике длится три часа. Ксюша с Симой, две десятиклашки на весь поток, написали быстрее чем за час. Сима потом рассказывала, что одиннадцатиклассники смотрели на нее с ужасом, когда она подняла руку и к ней подошел учитель принимать работу. Ксюша сказала, что на нее так же смотрели. Потом эти две звезды купили мороженое и еще час играли на детской площадке в той школе, где они сдавали, она была какая-то уж очень замечательная. С тарзанкой. Дочь сказала, что работа была очень легкой и она вообще не поняла, отчего столько волнений. ОГЭ было пострашнее. А МЦКО уж тем более.
Потом Сима с Ксюшей поехали в школу, где их ждала Вера Васильевна с чаем и шоколадками. Она обняла девочек и пожелала им найти свою дорогу. И никого не слушать, только развивать свой талант. А я счастлива, что в жизни дочери была такая учительница математики. Настоящая. Которая вопреки всем правилам осталась на стороне своих учениц и поддержала их выбор.
И Сима, и Ксюша сдали математику на отлично. У Симы двадцать баллов из двадцати одного возможного, у Ксюши двадцать один. Саша тоже сдал с потерей одного балла. Вера Васильевна и Елена Юрьевна, которым они сообщили результаты, написали, что совершенно в них не сомневались. Они герои и молодцы.
Взрослые дети, или Как взорвать скороварку
Я не удержалась и посмотрела книги про подростков, которых оказалось куда больше, чем я могла предположить. В основном, конечно, от психологов, знающих, как обращаться с незамужними женщинами, женщинами в состоянии развода, после него и так далее. А заодно с мужчинами приблизительно в том же состоянии. Но мне встретились советы от врачей, профильных специалистов по аддиктологии, психиатров, которые работают с подростками. Как правило, везде описываются ужасы: как справиться с подростками, как с ними разговаривать или не разговаривать, какие они ужасные в частных проявлениях и в глобальном смысле. Они не моются, пьют энергетики, превращают комнату в свалку, не учатся, ничего не хотят, ничем не интересуются. И родители в этих советах представляются несчастными людьми, которых нужно учить правильно стучаться в дверь комнаты, правильно разговаривать, правильно отвечать, чтобы чадо не вспыхнуло через секунду. Родители должны выучить разнообразные приемы коммуникации, а заодно и как правильно то или иное обращение называется.
Я не хочу учить новые термины. Мне есть на чем тренировать память и развивать мозг. И даже знать не желаю, как правильно стучаться в дверь. Если чадо вспыхивает через секунду, то мне для вспышки нужно еще меньше времени. Так что мы можем еще посоревноваться, кто быстрее. Да, дети очень разные, даже выросшие с одними родителями, в одной семье. Разные по темпераменту, характерам, эмоциям, их проявлению. Мой сын всегда был вспыльчивый, но очень отходчивый. Всегда первым